(1892-1960)
С венгерской опереттой неизменно ассоциируется имя Имре Кальмана, но Венгрия дала миру еще одного композитора, создавшего немало оперетт – Пала Абрахама. Он принадлежал уже к другой эпохе, киномузыка занимала в его творчестве столь же значительное место, как оперетта.
Жизнь Пала Абрахама была богата событиями и драматична. Родина композитора – город Апатин, ныне относящийся к Сербии, но на момент рождения Абрахама то была территория Венгрии. Мать его была пианисткой, а отец возглавлял банк. Когда отец умер, семья перебралась в Будапешт, где Пал получил образование: сначала – в Торговой школе, затем стал студентом Музыкальной академии. В этом учебном заведении были исполнены на концертах первые сочинения Абрахама – Концерт для виолончели, «Венгерская серенада», Струнный квартет. В эти годы молодой композитор уделял немало внимания духовной музыке, однако партитуры его ранних сочинений не сохранились.
Молодость композитора была весьма бурной. Во время Первой мировой войны он был солдатом, побывал в плену. Некоторое время он был банкиром, но из-за инфляции оказался банкротом, некоторое время провел в тюрьме, после чего выступал в небольших кафе.
В 1927 г. композитор создал музыку для немой кинокартины «Женщина с Востока», тогда же он занял должность капельмейстера в Театре оперетты. В следующем году состоялся его композиторский дебют в качестве создателя оперетт – прошла премьера «Замужней девицы», его первого творения в этом жанре, а два года спустя была поставлена следующая его оперетта – «Виктория». Как и в опереттах Кальмана, в ней звучали венгерские интонации, но композитору удалось органично сочетать их с новомодным музыкальным явлением – джазовыми ритмами. Другая примечательная особенность – не одна характерная пара, а две.
Благодаря успеху «Виктории» на композитора обратили внимание известные либреттисты, сотрудничавшие с Имре Кальманом – Фритц Лёнер-Беда и Альфред Грюнвальд. Они переработали либретто «Виктории» (написанное на венгерском языке) для постановки в Германии. Оперетта была поставлена сначала в Лейпциге, затем – в Берлине под заглавием «Виктория и ее гусар», дирижировал сам Абрахам. Берлинская премьера обернулась триумфом, к композитору пришла слава – его называли «кронпринцем оперетты» (подразумевалось, что у Имре Кальмана и Франца Легара, считавшимися «королями» жанра, появился достойный наследник).
Столь же успешны были другие творения Абрахама. Секрет успеха заключался в умелом сочетании традиций и новых веяний. Наряду с такими традиционными для оперетты танцевальными ритмами, как вальс, полька и чардаш, в произведениях Абрахама присутствуют чарльстон, фокстрот, танго. Одновременно композитор создает киномузыку (тогда делал первые шаги звуковой кинематограф), номера для ревю. Последним значительным событием в мире оперетты довоенного периода становится «Бал в Савойе».
Пал Абрахам находился на вершине славы, огромные гонорары позволили приобрести особняк в Берлине, иметь роскошный автомобиль с личным шофером… и все это благополучие рухнуло в одночасье. К власти пришли нацисты – а Абрахам был евреем. Его оперетты немедленно снимаются с репертуара всех немецких театров. В последующие годы композитор жил в Вене, после аншлюса Австрии – в Будапеште. Но и Будапешт ему пришлось покинуть из-за преследования евреев. Композитор уехал в Париж, а когда во французскую столицу вошли немецкие войска, он отправился в Касабланку, некоторое время жил в Гаване, а затем приехал в США.
На Америку композитор возлагал большие надежды, но им не суждено было оправдаться: его оперетты не ставились на Бродвее, а продюсеры из Голливуда не спешили заказывать ему музыку к своим фильмам. Абрахам работал как аккомпаниатор и переписчик нот, денег не хватало даже на самое необходимое – например, на медицинские услуги, а здоровье его пошатнулось. В 1943 г. возникают первые проявления нервного расстройства, а в 1946 г. Абрахам был помещен в клинику: не помнящий даже свое имя, он содержался в палате с большим количеством пациентов – и не знал, что послевоенная Европа вспомнила о «кронпринце оперетты»: его произведения с успехом шли в театрах, экранизировались, но самого композитора при этом считали умершим (и в определенной степени это было правдой). Тот факт, что он жив и находится в клинике, всплыл случайно, когда власти в США вознамерились выслать его из-за истечения срока визы.
Стараниями немецкого друга Абрахама были собраны деньги, чтобы переправить композитора в Германию. Друг, насколько это было возможно, организовал торжественную встречу, нанял оркестр, который исполнил фрагмент из оперетты «Виктория» – но композитор не узнал собственную музыку и спросил, кто ее автор. До конца жизни он не создал больше ни одного произведения, хотя прекрасно импровизировал на фортепиано. Абрахам скончался в 1960 г.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев