(1882-1953)

 

Имре КальманИмре Кальман, венгр еврейского происхождения, родился на курорте близ озера Балатон. Первые воспоминания Имре были связаны с музыкой: порхание пальчиков сестры над черно-белыми клавишами, потертая скрипка отдыхающего профессора Лильде и «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Светлая пара детства быстро промелькнула,  одним за другим последовали годы обучения в будапештской гимназии и музыкальной школе.  Листовская академия стала для Франца последней ступенью музыкального образования.

Еще будучи студентом Имре сочинял музыку: он писал куплеты для кабаре, песни, симфонии, фортепианные пьесы. После окончания юридического университета он несколько лет работал в газете и  писал в разделе музыкальной критики толковые рецензии на музыкальные сочинения. Оперетта «Наследство Переслени» была написана Имре для театральной постановки. К сожалению, это творение постигла несчастная судьба –  высшие мира сего усмотрели в безобидной оперетте политическую провокацию и запретили к показу.

Неудача не сломила Кальмана, он продолжил работать и вознаграждение не заставило себя долго ждать. Успех пришел к нему после премьеры оперетты «Осенние манёвры». Волна постановок прокатилась по Европе и Америке. Имре Кальман угадал с жанром: европейцы и даже американцы отчаянно жаждали веселья.

Музыкальные комедии – «Королева чардаша» или «Сильва», «Цыган-премьер», «Солдат в отпуске» – полюбились зрителям. Имя Имре Кальмана во всем мире означало прекрасно проведенный вечер.

Музыкальные критики сходились во мнении, что творчество Имре питается народной песенной традицией. Они находили, что композитор извлекает на свет корень проблем, что он точно передает нюансы и характерные детали, что он верно расставляет акценты. Все критики до единого расписывались в том, что он обладает уникальным даром выражать человеческие чувства.

Блестящее исполнение, безупречная техника, яркие финальные сцены – выделяли его постановки из ряда других.

В 20-ые годы Имре Кальман достиг своего творческого пика. В Вене, где он жил и работал, под рукоплескания и смех публики шли его музыкальные комедии: «Баядера», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалки Монмартра». Его игривая музыка наталкивала на мысль, что написание оперетт не составляет никакого труда. Но за сверкающей феерией звуков скрывалась упорная работа. Иллюзию легкости рабочего процесса поддерживал и сам Имре Кальман. С иронией он писал, что оперетты рождаются за кофе и сигаретами  в шутках, спорах и криках.

На Европу надвигались грозные 30-ые годы. В 1932 году Имре Кальман еще успел прокатить по европейским театрам  историческую оперетту «Дьявольский наездник». Над этой комедией европейцы смеялись в последний раз перед войной  Через шесть лет Австрию оккупировали нацисты, вынудив Кальмана эмигрировать в Швейцарию, где он прожил два года, прежде чем отправиться в Америку. Когда война закончилась и чуть зарубцевались раны, нанесенные разорвавшимися бомбами, Имре Кальман вернулся в Старый Свет и поселился в Париже. Человек, заставлявший целый мир самозабвенно смеяться, плакал, когда возлагал на могилы погибших друзей траурные венки.

Имре Кальман, как Штраус и Легар, оригинально решил вопрос венских оперетт.  Новаторский подход подарил миру около 20 музыкально-комедийный произведений. Грандиозный успех, который сопровождал его творения, объясняется просто: броская, энергичная, сверкающая музыка была просто необходима в годы, когда весь мир на всех парах летел к черту. Его творчество завершило развитие жанра оперетты, отыгравшей свое в XX веке.

Имре Кальман считал, что на формирование его сочинительского таланта  оказал влияние  русский композитор П.И. Чайковский. Примечательно, что женой Легара стала актриса Вера Макинская, уроженка Перми, эмигрировавшая из советской России. Вера подарила мужу трех детей, а он жене – «Фиалку Монмартра». Семейная жизнь творческих людей была необычной: они ругались, расходились, но всегда возвращались друг к другу.

Имре Кальман музицировал, играя и шутя, от всего сердца, он не щадил устоев и щедро приправлял лирикой оперетты. Имре Кальман вышел за пределы опереточных клише, оставив далеко позади многих коллег и конкурентов. И хотя сюжетная канва почти всегда уступает его музыке, оперетты Имре Кальман затрагивают понятные каждому человеку чувства.

Имя его прогремело по всей Европе и оставило характерный след в музыкальном мире. Его лучшие произведения и сегодня разнообразят репертуар знаменитых исполнителей и  собирают целые залы.

Имре Кальман никогда не равнял себя с большими композиторами, но он без лишней скромности считал, что его остроумная, веселая, жизнеутверждающая музыка спасает от душевных пожаров.

 

Музыкальные Сезоны