(р. 1940)
Балерина, балетмейстер, драматическая актриса, продюсер… столь многогранна творческая натура Натальи Макаровой.
Наталья Романовна появилась на свет в Ленинграде в 1940 г. Детство будущей балерины пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. Отец погиб на фронте, мать растила девочку одна и хотела обеспечить ей хорошее будущее. Кем она менее всего хотела видеть свою дочку, так это человеком сцены – профессия артиста казалась матери несерьезной, вот медик или инженер – совсем иное дело! Пожалуй, Наталья могла бы поступить в медицинский или технологический институт – в школе она училась очень хорошо, но ее влекло совсем другое. Гибкая, пластичная девочка с прекрасным музыкальным слухом успешно занималась гимнастикой. Тренер посоветовал Наталье заняться танцами. Хореографическое искусство Наталья любила, с удовольствием посещала все балетные спектакли театра им. С.М.Кирова.
Занятия балетом начались для Макаровой в студии при Дворце пионеров. Талант девочки не остался без внимания, ей посоветовали поступить в Ленинградское хореографическое училище. Правда, туда принимали девятилетних детей, а Наталье было уже двенадцать, но как раз в тот год набирали экспериментальную группу с программой для детей такого возраста – этим ребятам предстояло за шесть лет научиться всему тому, что обычные ученики осваивали за девять.
И вот Макарова – ученица хореографического училища. Ее наставница Елена Ширипина была последовательницей Агриппины Вагановой. Уже в студенческие годы Наталья проявила себя как талантливая танцовщица – с нею работал Касьян Голейзовский, сложился дуэт с Никитой Долгушиным. Завершив учебу, Макарова становится артисткой Театра им. С.М.Кирова, а по прошествии четырех лет она уже прима-балерина этого театра. С Константином Сергеевым, осуществлявшим в то время основные балетные постановки в Кировском театре, удачного творческого сотрудничества не получилось. В большей степени потенциал балерины раскрылся в работе с другим хореографом – Леонидом Якобсоном. Она выступала в таких его постановках, как «Новеллы любви», «Хореографические миниатюры», «Клоп», «Страна чудес». Но исполняет она и классический репертуар: «Жизель», «Шопениана», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
В конце 1960-х гг. балерина получила травму ноги, потребовалось немалое мужество и упорство, чтобы вернуться на сцену. Но это оказалось не самым серьезным испытанием – гораздо тяжелее было переносить ту атмосферу зависти и нездоровой конкуренции, которая сложилась вокруг нее в театре, а идеологическое давление отнюдь не способствовало творческим свершениям. Некоторые спектакли были запрещены цензурой – в частности, «Двенадцать» и «Еврейская свадьба» Якобсона. И вот в 1970 г. Макарова идет на решительный шаг – во время гастролей в Англии она просит политического убежища и становится «невозвращенкой». Первым ее выступлением в этом качестве становится «Черное па де де» из «Лебединого озера», записанное для канала BBC. Партнером балерины в этом выступлении был другой знаменитый «невозвращенец» – Рудольф Нуриев.
Поначалу жизнь на Западе складывалась далеко не гладко. Балерина рассчитывала стать артисткой театра «Ковент-Гарден», но солистки пригрозили дирекции устроить скандал, если в труппу возьмут «эту русскую». То же самое произошло во французской столице. Но вскоре Американский театр балета предложил ей контракт. Она обрела свободу, и отныне ничто не мешает ее творческой самореализации. Она становится артисткой Американского театра балета, где исполняет заглавные партии в «Жизели» и «Сильфиде», роль Девушки в «Чудесном мандарине» и Сванильды в «Коппелии», Лизы в «Тщетной предосторожности» и Избранницы в «Весне священной», Китри, Никии и Раймонды. В составе Лондонского Королевского балета, с которым балерина сотрудничает как приглашенная звезда, Макарова исполняет партии Одетты-Одилии, Джульетты, Золушки, принцессы Авроры. Для нее ставят спектакли Джордж Баланчин, Ролан Пети, Морис Бежар и другие известные балетмейстеры.
Но Наталья Романовна и сама проявила балетмейстерский талант. Она дебютировала в этом качестве в 1974 г. постановкой сцен из «Баядерки». В последующие годы она ставила «Лебединое озеро», «Пахиту», «Жизель», «Спящую красавицу». Одной из самых значительных балетмейстерских работ Макаровой стала «Баядерка». Этот балет Наталья Романова полюбила еще в детские годы. Опираясь на редакцию Мариуса Петипа, она много работала в архивах Гарварда, стремилась почувствовать дух творений великого балетмейстера. Свою работу над спектаклем Макарова сравнивала с работой реставратора над старинной иконой. В ее спектакле был восстановлен заключительный акт, который во многих постановках опускается. При создании сцены разрушения храма источником вдохновения ей служила картина «Последний день Помпеи». По мнению Макаровой, исключать эту сцену справедливой кары нельзя ни в коем случае, иначе утрачивается нравственный смысл произведения.
В репертуаре Макаровой – не только балетные партии, но и драматические роли. Первой из них стала роль танцовщицы Веры Бароновой в бродвейском мюзикле «На пуантах», исполненная в 1982 г. В начале 1990-х гг. артистка выступила еще в двух драматических спектаклях – «Товарищ» по пьесе Жака Дюваля и «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона.
Творческая деятельность Натальи Макаровой продолжается. Она участвует в международных проектах, переносит свои версии балетов на различные сцены мира.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев