(р. 1982)
«Я против крепостного права в культуре!» – эти слова балетмейстер Надежда Калинина доказывает всей своей творческой жизнью. Сотрудничая с различными хореографическими труппами, взаимодействуя с разными исполнителями, она создает оригинальные спектакли, поражая публику неординарными идеями.
Надежда Калина родилась в городе Тында, где ее отец работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Когда девочке было четыре года, семья вернулась на родину – в Ленинград. Отец Надежды был строителем, мать – бухгалтером. Записывая восьмилетнюю девочку в хореографическую студию, мать и помыслить не могла, что дочь свяжет жизнь с балетом – она хотела лишь найти для очень активного ребенка подходящее занятие, которое позволило бы «направить энергию в безопасное русло», и таким занятием ей показались танцы. Детство Надежды проходило в упорных занятиях и активной концертной деятельности. Семья часто переезжала, и детские хореографические коллективы приходилось менять, но это позволило соприкоснуться с различными направлениями – и с классическим танцем, и с народным.
Нельзя сказать, что танец доставлял девочке только наслаждение – танцевать ей нравилось, а свой первый танец она поставила еще до поступления в хореографическую студию – в детском саду, когда ей было шесть лет; но ее удручали строгая дисциплина и нелегкие занятия у станка. Гораздо больше удовольствия получала она от игры в шашки. Тем не менее, когда ей было четырнадцать лет, именно ей было предложено взять на себя руководство балетной студией, в которой она занималась, когда и руководитель, и его заместитель заболели. Надежда Калинина так успешно справилась с обязанностями, что на следующий год ей было предложено создать свой хореографический коллектив. В столь юном возрасте она не только создавала хореографические постановки, но и занималась финансовыми вопросами.
Несмотря на столь ранний успешный старт, после окончания школы Надежда Калинина все еще не планировала связывать свою жизнь с балетом – и судьба ее решилась почти случайно. В Ленинградский колледж культуры она отправилась, чтобы подать документы на специальность «туризм», но, встретившись там со знакомыми, с которыми прежде занималась в хореографической студии, она изменила решение. В результате колледж она окончила по специальности «педагог-хореограф», после чего стала артисткой театра танца «Интеллбалет».
Будучи от природы самокритичной, как и многие талантливые люди, Надежда Калинина не считала себя достойной «высокого искусства» и никогда бы не решилась на поступление в Санкт-Петербургскую консерваторию, если бы не помог случай: в это учебное заведение поступал ее друг, и она решила пойти на вступительный экзамен «за компанию» – благо записи хореографических номеров, поставленных ею, у нее были. Каково же было ее удивление, когда при объявлении результатов она узнала, что получила высший балл! Так Надежда Калинина стала студенткой консерватории по специальности «Искусство хореографа», где ее наставником был Александр Полубенцев.
Завершив обучение в консерватории, Калинина два года сотрудничала с театром «Мюзик-холл» в качестве приглашенного балетмейстера, а в 2010 г. стала в Омском театре оперы и балета главным балетмейстером. Балеты, поставленные ею здесь, стали значительными событиями в культурной жизни не только Омска, но и страны в целом. Спектакль «Шинель», в котором звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха и Альфреда Шнитке – это не столько изложение сюжета гоголевской повести, сколько «фантазия на тему» литературного произведения, где главный герой выглядит беззащитным ребенком, так и не сумевшим повзрослеть. Не менее горячий интерес вызвал у публики другой спектакль – «Обнаженное танго» на музыку Астора Пьяццоллы. Слово «обнаженное» в заглавии не имеет ничего общего с пошлостью: «обнаженными» оказываются не тела, а души трех героев – танцовщицы Марии и двух мужчин, соперничающих за ее любовь.
С Омским театром у Надежды Калининой было связано немало планов – поставить балет «Пиковая дама», ввести обучение танцам для певцов – но все закончилось неожиданно. Калинина получила предложение от режиссера Юрия Александрова поставить танцы в опере «Кармен», над которой он работал в Петрозаводске, а директор Омского театра отказался ее отпускать и даже предоставлять отпуск за свой счет. Тем не менее, она отправилась в Петрозаводск, после чего была уволена… за прогулы.
Покинув Омск в 2012 г., Калинина возглавила балетную труппу Музыкального театра Республики Карелия в Петрозаводске, где поставила балет «Конек-горбунок», а в 2013 г. возвратилась в Санкт-Петербург. С тех пор балетмейстер сотрудничает с различными театрами. Особенно привлекает ее театр «Санкт-Петербургъ опера» с его склонностью к экспериментам. В Воронеже она поставила балет «Айболит», в Саранске – «Кармен», в Париже – балет на музыку кантаты Карла Орфа «Carmina Burana». Несмотря на мрачные обстоятельства ухода из Омского театра, она продолжила сотрудничество и с этой труппой: в 2015 г. она поставила в Омске балет «Идиот», а в 2016 г. – «Бухгольц», повествующий об основателе Омска – полковнике Иване Дмитриевиче Бухгольце. В том же году в Челябинске она поставила балет «Ида» об Иде Рубинштейн. Иногда балетмейстеру задают вопрос, не мечтает ли она поставить «Жизель» или «Спящую красавицу», но Надежда Калинина не испытывает желания ставить то, что «и так уже гениально поставлено», она предпочитает создавать собственные постановки, находя нечто новое даже в давно известных сюжетах.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев