или За популярностью певцы устремились в интернет, а не в телевизор.

Фото: globallookpress.com

Конец года — время подведения разнообразных итогов: списки лучших песен и альбомов появляются чуть ли не ежедневно. Среди многочисленных рейтингов все больше таких, которые составляются по вполне объективным показателям — например, по количеству просмотров и скачиваний в интернете. В них учитываются не абстрактные «народные вкусы», а вполне реальные данные — в частности, готовность аудитории тратить время и деньги на тех или иных артистов. И вот что поражает: насколько же списки лидеров интернет-прослушиваний отличаются от списков поп-звезд, привечаемых телевидением!

Помните, в начале 2017 года в Сети развернулась бурная дискуссия относительно контента новогодних шоу центральных телеканалов? Продюсеров упрекали в том, что они приглашают одних и тех же нафталиновых артистов, список которых мало изменился с советских и перестроечных времен, да и репертуар тоже. Телевизионщики эти попреки парировали легко: мол, в новогоднюю ночь они показывают именно то, что хочет смотреть зритель, как правило, немолодой и консервативный.

Впрочем, Первый канал прислушался тогда к взволнованному гласу народа и решил определить участников новогоднего эфира прогрессивно-демократическим путем — с помощью голосования в интернете. В итоге новогоднюю певческую тридцатку выбрали пользователи социальной сети «Одноклассники». И что мы видим? В десятку лидеров вошли Григорий Лепс (с 20-тысячным отрывом от остальных), Ани Лорак, Наргиз Закирова, Полина Гагарина, Artik & Asti, «Ленинград», Alekseev, «Руки Вверх!», Светлана Лобода и Алла Пугачева.

Тут есть нюансы. У продюсера Наргиз Максима Фадеева конфликт с Первым каналом, так что певица вряд ли появится в новогоднем эфире. Символ непреходящей эстрадной стабильности Алла Пугачева, по слухам, решила на этот раз не участвовать в праздничных передачах — от греха подальше. Появление в лидерах Никиты Алексеева и дуэта Artik & Asti можно считать дуновением свежего ветерка, но в целом большого обновления от «Огонька-2018» ждать не приходится. Неслучайно площадкой для голосования стала социальная сеть с самой возрастной и консервативной аудиторией, предсказуемо выбравшей привычных поп-кумиров в качестве фона для новогоднего застолья с селедкой под шубой.

При этом любопытно наблюдать за волеизъявлением российской публики на других интернет-площадках. В YouTube наши вместе со всем миром снова и снова смотрели прилипчивый «Despacito» Луиса Фонси, а также клипы «Тает лед» группы «Грибы» и «На стиле» группы «Время и Стекло», баттл между Гнойным и Оксимироном и ролик «Ленинграда» «Ч.П.Х.» (счет просмотров у этих работ идет на десятки миллионов). Следует заметить, что «Грибы» и «Время и Стекло» — проекты из Украины и на их популярность в России совершенно не повлияли телевизионные ужасы, которыми потчует зрителя здешнее вещание в сюжетах о соседней стране. Да, они поют на русском и воздерживаются от политических заявлений, но их успех все равно свидетельствует о бессмысленности массированной телепропаганды: люди не всматриваются в паспорта исполнителей и слушают то, что им нравится, а не только то, что велит политбюро, худсовет или наркомат духовных скреп.

Шнуров и «Ленинград», кстати, присутствуют и в интернет-лидерах, и в телевизионных. Это легко объяснить: лицо Шнура часто мелькает на ТВ, но большинство клипов «Ленинграда» слишком радикальны для голубых экранов (не только из-за мата, но и из-за смелых визуальных решений), поэтому их активно ищут и смотрят в Сети.

Еще более убийственными для лидеров российской поп-музыки оказались итоги года от Apple Music и iTunes — платных стриминговых сервисов. Из попсовиков в десятку лучших песен и дисков попала только Светлана Лобода (тоже украинская артистка), которую со всех сторон окружают главным образом рэперы, а также Луис Фонси и Эд Ширан. Самый продаваемый альбом 2017 года выпустил казахстанский рэпер Jah Khalib (пользователи «Одноклассников» даже его имя вряд ли выговорят). В числе лидеров также «Грибы», Скриптонит, Ноггано, Оксимирон, Егор Крид и т. д. Григория Лепса, Аллы Пугачевой, Полины Гагариной и Ани Лорак нет даже на подступах к топ-30.

iTunes, в соответствии со своей политикой, принципиально не приводит конкретных цифр скачиваний, распределяя альбомы по местам, но не раскрывая тиражи. На этом основании некоторые злые языки уверяют, что возглавить чарт продаж сервиса может пластинка, которую купили всего 50 раз, потому что остальные продаются еще хуже. Даже если так, то можно констатировать, что у наших поп-артистов дела совсем плохи. Если в лидерах рэперы с мизерными тиражами, то героев сборных телеконцертов не хочет слушать платно вообще никто? Видимо, все же стоит присмотреться к вкусам молодой аудитории, голосующей рублем за новых артистов.

Кстати, глубоко заблуждаются те, кто считает интернет-популярность какой-то ненастоящей: ну посмотрели тебя миллион раз, и что из этого? Да то, что все iTunes-лидеры давно стали гастролирующими артистами, которые собирают залы на афишных концертах. Ивент-менеджеры, готовящие новогодние корпоративы, отмечают в декабре 2017-го резкое повышение спроса на рэперов, тех же Оксимирона и Гнойного. К тому же они и цену пока не ломят — в отличие от некоторых забронзовевших мэтров, чьи последние творческие успехи случились еще в ХХ веке.

P.S. Промоутеры и продюсеры, уверовавшие в несменяемость вкусов аудитории, окажутся в проигрыше: публика любит старые песни о главном, но, кажется, больше не может и не хочет за них платить.

trud.ru