Скрипичное наследие Феликса Мендельсона-БартольдиСкрипичное наследие Феликса Мендельсона-Бартольди невелико, основное внимание в области инструментальной музыки он уделил фортепиано. Но он был не только прекрасным пианистом и органистом – еще в детстве Менедельсон проявил талант скрипача. В одиннадцатилетнем возрасте он играл этюды Родольфа Крейцера, и тогда же он создал свое первое скрипичное произведение – Сонату для скрипки и фортепиано фа-мажор. В этом творении вундеркинда еще нет многих особенностей, которые обычно ассоциируются с Мендельсоном – лирической песенности, легкой фантастической скерциозности, романтической порывистости, но есть тот тщательный отбор выразительных средств и стройность формы, которые будут характеризовать зрелые произведения композитора.

Структура цикла и его тональный план соответствуют классическим традициям: между двумя быстрыми мажорными частями располагается медленная часть, написанная в одноименном миноре. Следование традиции проявляется и в жанровой природе медленной части – это лирический менуэт (своеобразное «видение прошлого»). Первая часть динамична, но не содержит тематических контрастов – и связующая партия, и побочная, и заключительная основаны на интонациях главной. В разработке композитор широко использует полифонические приемы – каноны и имитации. Две темы второй части объединены танцевальным началом, но контрастируют друг другу в ладовом отношении. Форма представляет собой строгие вариации на две темы. В виртуозном финале есть нечто от этюдной пьесы. Преимущественно поступенное движение время от времени сменяется движением по аккордовым звукам и репетициями, но строгая равномерность ритмического движения сохраняется постоянно, отступления от нее происходят лишь на гранях разделов сонатной формы, а также при смене тональности в разработке.

Следующее произведение для такого же состава – Соната для скрипки и фортепиано фа минор – тоже относится к юношеским произведениям, Мендельсон создал ее в июне 1823 г., посвятив его своему другу и учителю Эдуарду Рицу. Эта соната несет на себе отпечаток бетховенских традиций. Первая часть – Adagio – Allegro moderato – открывается свободным, исполненным страсти инструментальным речитативом скрипки, играющей без фортепианного сопровождения (отправной точкой для этого речитатива служит доминантовый звук в низком регистре), затем тематический материал появляется у фортепиано (темп при этом меняется с Adagio на Allegro Moderato), и только после этого инструменты объединяются в движении, характер которого сохраняется на протяжении всей первой части, основой развития в ней становится контраст между беспокойной, взволнованной главной партией и мечтательной побочной. Медленная ля-бемоль-мажорная вторая часть – Poco adagio – открывается классически ясной и светлой кантиленной темой, но вторгающиеся в ее развитие хроматизмы напоминают о знакомстве юного композитора с творениями Бетховена. Беспокойный финал – Allegro agitato – интонационно связан с первой частью. Перед кодой в нем вновь возникает «монолог» скрипки без сопровождения, подобный тому, который открывал сонату. В него врываются энергичные аккорды фортепиано – и кажется, что это мощное утверждение должно завершить сонату, но Мендельсон неожиданно заканчивает ее репликой в нюансе pp. Соната фа минор остается наиболее популярной среди скрипичных сонат Мендельсона даже после того, как все три из них стали достоянием публики.

Последняя скрипичная соната Мендельсона – Большая соната для скрипки и фортепиано фа мажор – создана в 1838 г. в Лейпциге. Написанная в той же тональности, что и первая юношеская (точнее, детская), она совершенно не похожа на свою предшественницу – это внушительное, сложное произведение с насыщенной фактурой. Первая часть – Allegro vivace – начинается без какого-либо медленного вступления: фортепиано торжественно провозглашает главную партию, устремляющуюся вверх в секвенциях, движущихся по аккордовым звукам, в оживленном движении подхватывает ее скрипка. Побочная партия начинается в тональности минорной доминанты – до миноре, но вскоре модулирует в до мажор. В первой части лирическая природа музыкальных идей удивительным образом сочетается с твердой ритмической основой. Лирическая вторая часть Adagio – строится на развитии темы, появляющейся в начальных тактах у фортепиано, она имеет песенную природу, типичную для творчества Мендельсона. Финал, написанный в форме рондо, исполнен неукротимого движения.

Возможно, композитор создавал эту сонату для Фердинанда Давида – концертмейстера лейпцигского оркестра и первого исполнителя его скрипичного концерта – но по каким-то причинам произведение не было опубликовано. Иегуди Менухин нашел ее в 1953 г. и исполнил по авторской рукописи, впоследствии Большая соната для скрипки и фортепиано фа мажор была издана в его редакции.

 

Все права защищены. Копирование запрещено