(р. 1971)
«Мое мышление как дирижера информируется процессом моего собственного письма и наоборот», – так говорит о своем творческом методе немецкий композитор и дирижер Маттиас Пинчер… Но можно ли назвать его немецким композитором в том смысле, в каком говорим мы это, например, о Роберте Шумане? Сам Маттиас Пинчер с этим не согласится, хотя его жизненный путь и начинался в Марле – небольшом городе, расположенном в земле Северный Рейн-Вестфалия. Именно здесь он девятилетним мальчиком впервые взял в руки скрипку, а со временем стал музыкантом местного молодежного оркестра. Его захватывало это ощущение звуковой материи, окружающей его: «Я научился смешиваться с чем-то большим, чем я», – вспоминал впоследствии композитор. Молодой музыкант ощущал оркестр как особый инструмент, на котором хочется «играть» и создавать музыку для него.
Обучаться музыке профессионально Пинчер начал в семнадцатилетнем возрасте, занимаясь в Детмольде у немецкого композитора и педагога Гизелера Клебе, а два года спустя встретился с Хансом Вернером Хенце, и тот пригласил его в свою летнюю школу в итальянском городе Монтепульчано. Пинчер занимался у Хенце в 1991-1992 гг. В определенной степени можно сказать, что он повторил судьбу своего наставника – подобно Хенце, он покинул родную страну. Пинчер отправился в Лондон, затем в Париж. Сам Пинчер объясняет это тем, что в Германии «не хватает чувства радости», да и в глубине души он ощущает себя вечным путником – и потому, избавившись от своих «немецких корней», он не обрел никаких иных, свободно ощущая связь с музыкой любой страны и любой эпохи. Но особое значение придает Пинчер творениям Игоря Федоровича Стравинского и композиторов нововенской школы, с которыми, по его словам, некоторым образом связано творчество любого современного композитора.
Хенце был не единственным наставником Маттиаса Пинчера – он обучался у венгерского дирижера Петера Этвеша, у немецкого композитора и флейтиста Манфреда Трояна в Дюссельдорфе. Нельзя сказать однозначно, что в его творческой жизни стало приоритетным – сочинение музыки или дирижирование, оба направления оказались в равной степени значимыми для него. К двадцатидвухлетнему возрасту он был автором уже трех симфоний.
Важным моментом в композиторской карьере Пинчера явилось создание его первой оперы «Томас Чаттертон», заказанной Дрезденской оперой. Это произведение, работу над которым Пинчер начал в 1994 г., а завершил в 1998 г., основано на одноименной пьесе немецкого драматурга Ханса Хенни Янна, чей своеобразный литературный язык увлек композитора еще в юности. Герой оперы – историческая личность, английский поэт, творивший во второй половине XVIII столетия. С двенадцатилетнего возраста он создавал поэмы, представляя их как творения средневекового поэта Томаса Роули (монах с таким именем действительно существовал, но поэтом он не был). Современники не оценили произведений Чаттертона, никто не желал их издавать – и семнадцатилетний поэт лишил себя жизни, приняв яд. Его судьба являет собой своеобразную квинтэссенцию излюбленного сюжета романтизма – непризнанный художник, погибающий в противостоянии с отвергающим его обществом – но Маттиас Пинчер увидел в трагедии Чаттертона нечто принципиально иное. В его интерпретации Чаттертон – «монологическая фигура, которая терпит крах из-за своей нарастающей hybris» (композитор имеет в виду понятие из классической древнегреческой трагедии, подразумевающее человеческую гордость, оскорбляющую богов), окружающие же его персонажи представляются «зеркальными отражениями его физического и психического распада». Обладая огромным потенциалом творческого начала, юный поэт погибает, так и не научившись обращаться с ним. Опера «Томас Чаттертон» впервые была поставлена в Дрездене в 1998 г., а через два года последовала постановка в Вене.
Второе соприкосновение композитора с оперным жанром состоялось в начале XXI столетия – в 2003 г. композитор завершил оперу «Последнее пространство», повествующую о французском поэте Артюре Рембо… впрочем, слово «повествование» не вполне определяет сущность произведения: это не изложение биографии, а раскрытие мира поэзии Рембо. Персонажи оперы предельно абстрактны – лишь Женщину можно соотнести с сестрами поэта. Музыкальный мир оперы – это именно «пространство» – три виолончелиста, один контрабасист и несколько исполнителей на ударных инструментах рассредоточены по залу, воздействуя на слушателя из разных точек пространства.
Подобная утонченность и философская углубленность характерна и для инструментальной музыки Пинчера. Например, его скрипичный концерт, завершенный в 2011 г., носит название «Mar’eh». Это слово, позаимствованное из иврита, многозначно – это и «знак», и «лицо», и «чудесное видение». В произведении Пинчера таким «видением» представляется линия скрипичной партии, в которой композитор усматривает «не внешнюю возбужденную виртуозность, но скорее виртуозность интроспективную».
В качестве дирижера Маттиас Пинчер выступал с Симфоническим оркестром радио Штутгарта, Немецким симфоническим оркестром, Нью-Йоркским филармоническим оркестром и другими исполнительскими коллективами. Он стал первым в истории Шотландского симфонического оркестра Би-би-си приглашенным руководителем. С 2013 г. Маттиас Пинчер возглавляет ансамбль Ensemble intercontemporain, специализирующийся на музыке Новейшего времени.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев