У каждого творца есть произведение, которое приобретает для своего создателя особое значение. Не всегда на долю такого сочинения выпадает счастливая судьба – но это не мешает автору воспринимать его как главное дело своей жизни, главное «слово», сказанное им человечеству. Для итальянского композитора Луиджи Даллапикколы таким произведением стала опера «Уллис».

Создание опер было особенно важно для Луиджи Даллапикколы. В ХХ столетии, когда он жил и творил, многие высказывали мысль, что оперный жанр умер, что можно только исполнять шедевры прошлого и наслаждаться ими, но ничего нового, заслуживающего внимания, на этом поприще уже не будет создано. Даллапиккола никогда не разделял эту мысль. Когда возник замысел «Уллиса»? Первые эскизы произведения появились в конце 1950 – начале 1960-х гг., но сюжет «Одиссеи» привлек внимание композитора гораздо раньше – точнее, его внимание обратил на этот сюжет хореограф Леонид Мясин, который намеревался поставить балет по гомеровской поэме и в 1938 г. (еще до создания первой оперы Даллапикколы – «Узник») попросил композитора написать для него музыку. Возможно, балет и был бы создан, но начавшаяся вскоре Вторая мировая война помешала композитору и хореографу воплотить замысел в жизнь. Однако по прошествии трех лет Даллапиккола вновь встретился с образом древнегреческого героя: в 1941 г. к нему обратился Марио Лаброкка, возглавлявший «Флорентийский май»: на этом фестивале планировалось представить оперу Клаудио Монтеверди «Возвращение Уллиса на родину», и композитору предстояло редактировать ее и оркестровать. Даллапиккола просьбу выполнил (и его редакция довольно долго считалась основной, пока на смену ей не пришла более аутентичная). Не исключено, что впервые задуматься о собственной опере про путешествие Уллиса он мог уже тогда.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти