(1882-1977)

«Звезда дирижерского пульта» – так говорили о Леопольде Стоковском. Американцы нередко «разбрасываются» подобными яркими определениями, но в отношении Стоковского с этим трудно поспорить. Его виртуозность поражала воображение, кого-то восхищала свобода его интерпретаций, кому-то они казались слишком экстравагантными, но равнодушным его искусство не оставляло никого.

Леопольд Стоковский появился на свет в 1882 г. в Лондоне в интернациональном семействе: мать – ирландка, отец – поляк. Музыкальных традиций в семье не было, но это не помешало мальчику проявить музыкальную одаренность. С восьмилетнего возраста Леопольд осваивал фортепиано и скрипку, а затем начал учиться композиции, а также игре на органе. Искусство дирижирования он осваивает в Королевском музыкальном колледже, затем поступает в Оксфордский университет. Учебу Стоковский совмещает с работой церковного органиста. Приехав в 1905 г. в США, он продолжает работать в этом качестве. Но прихожане одной церкви – это слишком мало для талантливого и темпераментного музыканта, он хотел бы обратиться к большему количеству людей. Выход один – становиться дирижером!

В 1908 г. Стоковский возвратился в Лондон, где и состоялся дирижерский дебют – несколько концертов под открытым небом, затем дирижер отправляется в Париж. Во французскую столицу приезжает американский оркестр Цинциннати, и Стоковскому становится известно, что там вскоре освободится место главного дирижера, ему удается эту должность занять. В этом ему помогла пианистка Ольга Самарофф, ставшая позже его супругой, но не меньшую роль сыграла собственная энергия и предприимчивость. Первый концерт оркестра Цинциннати под управлением нового дирижера состоялся в 1909 г.

В США Леопольд Стоковский находит широкое «поле деятельности». Он увеличивает состав оркестра Цинциннати, проводит серию поп-концертов (в то время под этим понималось переложение популярных мелодий для симфонического оркестра). Выведя оркестр на высокий исполнительский уровень, дирижер покидает его в 1912 г. и возглавляет другой оркестр – Филадельфийский. На момент прихода Стоковского этот коллектив по исполнительскому уровню был подобен деревенскому ансамблю, но новый дирижер за несколько лет сделал его одним из лучших оркестров мира. Это было сделано ценой железной дисциплины, добиваться которой не мешал некоторый демократизм. Например, должность постоянного концертмейстера Стоковский упразднил – его обязанности поочередно выполняли все музыканты.

Демократизм проявлялся и в том, на какую публику взял курс дирижер. Он организует циклы концертов для молодежи, для детей. Такая аудитория предполагает поиск новых средств, и Стоковский ищет их – экспериментирует со световыми эффектами (например, оркестр мог быть скрыт в тени, а подсвечивались лишь руки дирижера), с рассадкой оркестрантов. Не чуждается он и эпатажности – например, на одном из концертов он демонстративно отбросил партитуру.

Но при всей своей эпатажности за дирижерским пультом Стоковский всегда был сдержан и держался строго, а жест его отличался предельной лаконичностью – лишь в кульминационных моментах он мог позволить себе движение корпуса или эффектный взмах. Запомнились современникам его предельно выразительные руки.

Отправной точкой славы Стоковского стало исполнение Симфонии № 8 Густава Малера в 1916 г. Репертуар дирижера был весьма широк: произведения популярные и малоизвестные, творения Иоганна Себастьяна Баха и музыка композиторов-современников, в частности, Сергея Васильевича Рахманинова, Арнольда Шёнберга, Игоря Федоровича Стравинского. Его стараниями в США приобрели популярность произведения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Американская премьера «Воццека» Альбана Берга – тоже его заслуга, хотя с оперой он в целом соприкасался мало.

После триумфальных гастролей по Европе в 1935-1936 гг. дирижер покидает Филадельфийский оркестр. В последующие годы пропагандирует академическую музыку, выступая в радиопередачах, записывает грампластинки, подбирая для каждой записи музыкантов из ведущих оркестров, а также играет самого себя в нескольких фильмах, включая знаменитую «Фантазию» Уолта Диснея, где в одной из сцен пожимает руку Микки-Маусу.

Слава Стоковского была так велика, что его даже могли использовать в качестве рекламы. Так, однажды дирижер был очень тронут тем, что владелец ресторана предоставляет ему роскошные блюда за символическую цену, хотя бедным Стоковского назвать было нельзя. Выйдя из ресторана, дирижер убедился, что бизнесмен делает это отнюдь не из любви к музыке: «Только у нас! Ежедневные завтраки, обеды и ужины в обществе великого Стоковского!» – гласила надпись над входом.

Начиная с 1940-х гг. Стоковский создает симфонические оркестры (правда, не все они просуществовали долго), активно гастролирует. В 1962 г. он создает Американский симфонический оркестр, который возглавляет до 1972 г. Немало сделал Стоковский для культурного сотрудничества между Советским Союзом и США, охотно включая в программы произведения Арама Хачатуряна, Дмитрия Кабалевского, Тихона Хренникова и иных советских композиторов.

Последние годы жизни дирижера прошли в Лондоне. Давать концерты он продолжал до 1975 г. Стоковский ушел из жизни в 1977 г. Надпись на его надгробии гласит: «Музыка – это голос всех».

 

Музыкальные Сезоны