26 апреля 2018 года, спустя 11 месяцев после премьерного показа, постановка «Концерт для рояля и актёра «Диалоги» вновь будет представлена на сцене Камерного зала Московского Международного Дома Музыки. Рояль, джаз и мастерство артистического перевоплощения в пространстве «чёрного кабинета» — слагаемые инновационной концепции постановки.
Рассказ Курта Воннегута «Наследство Фостера» относится к раннему периоду его творчества. Работая в могущественной электротехнической компании специалистом по связям с общественностью, писатель не переставал собирать материал для своих произведений, которые сочинял по ночам, в свободные от службы часы. Спустя годы, его произведения приобретут неслыханную популярность, а литература Воннегута станет символом целого поколения.
«Наследство Фостера» — композиция, открывающая литературно-джазовый цикл спектакля «Концерт для рояля и актёра «Диалоги» с участием Заслуженного артиста РФ Даниила Спиваковского и лауреата международных конкурсов, талантливого композитора и виртуозного пианиста Евгения Борца.
Жанровая новизна спектакля очевидна для зрителей с первых фраз Даниила Спиваковского и фортепианных аккордов в исполнении Евгения Борца. Лучшие образцы классической литературы в исполнении мастера сценических перевоплощений подаются зрителям в обрамлении свободных джазовых ритмов и гармонии.
Архитектура спектакля построена в конструктивных решениях четырёх новелл: рассказа «Наследство Фостера» Курта Воннегута, о котором уже было упомянуто, лирической зарисовки «Блюз для Нателлы», сатирической миниатюры «Актёр» Михаила Зощенко и драматической повести «Гамбринус» Александра Куприна.
Лаконичное оформление сценического пространства в формате «чёрного кабинета» подчёркивает основной режиссёрский замысел спектакля: трансформации героев и перемещение фокуса зрительского восприятия на границы эпох и событий происходят благодаря невероятному мастерству артистической игры Даниила Спиваковского. Удивительна внутренняя сила и цельность натуры Герберта Фостера, опасающегося потерять «самое себя», как самое ценное из того, что ему досталось в наследство. Безусловна искренность чувств, достоинство и гордость главных героев «блюзовой» новеллы. Заразительна ирония несостоявшегося актёра-любителя, изо всех своих душевных сил пытающегося соответствовать собственным же представлениям о театральной богеме. Вдохновляют храбрость и мужество трогательного в своей нелепости Сашки-музыканта, внутренняя воля которого не сломлена в жутких реалиях нового строя. Весь этот калейдоскоп ярких характеров является гораздо большим, чем маска актёра – это жизненная правда и реализм вне времени и эпохи.
Музыкальные импровизации Евгения Борца — драгоценное украшение литературной канвы спектакля. Лирика и страсть, ирония и пафос, гармония чувств и диссонанс ненависти подвластны исполнителю, великолепная техника которого заставляет фортепиано звучать по-новому, но и создаёт особую атмосферу свободы, творчества, сопереживания и осознания текущего момента литературного повествования. Джаз завораживает своей искренностью и непредсказуемостью, и вот уже зрители перестают быть наблюдателями, а превращаются в участников диалога с исполнителями. Диалога, в котором нет сценария, а есть подлинные эмоции радости, наслаждения и творчества.
Иная точка зрения изменяет реальность вокруг нас. Литературно-музыкальные образы Концерта для рояля и актёра «Диалоги» с Даниилом Спиваковским и Евгением Борцем — это новый взгляд на традиции и ценности окружающего мира, новая форма полемики между слушателями и исполнителями, другой жанр театрального искусства. Искусства диалога. Диалога добра и пользы, свободы и истины, красоты и справедливости, любви и преданности, храбрости и мужества. Вечных ценностей, объединяющих всех нас вне времени и территории.
Наталья Киселева
Пока нет комментариев