Мир оперы богат и разнообразен. Каких только номеров не встретим мы в оперной партитуре, даже если будем рассматривать только сольные эпизоды! Тут и арии, и ариозо, и ариетты, и даже песни, романсы и баллады… Встретятся нам и каватины. Что же такое каватина и чем она отличается от других разновидностей арии?
Слово «каватина» – уменьшительное от «кавата», что означает всего-навсего «извлекать». Так в итальянской опере XVII столетия именовали завершающий раздел речитатива. Из каваты постепенно и выросла каватина – уже не речитатив, но и назвать ее «полноценной» арией не представлялось возможным: по масштабу она была меньше, по форме проще. В отличие от большинства арий того времени, фрагменты текста в каватине почти не повторялись – да и необходимости особой в этом не возникало. В арии, как правило, изложив весь смысл в первой фразе, певец затем до конца арии в основном демонстрировал свою блестящую технику в многочисленных колоратурах, которые зачастую импровизировал сам. В каватине же колоратуры если и встречались, то их было очень немного, она не поражала публику техническим блеском, а благородно-простой мелодией песенного склада.
Зародившись в опере, каватина не могла не прийти и в родственный ей жанр – ораторию. Каватины в ораториях, как правило, были очень лаконичны – куплет, которому предшествовало сравнительно краткое оркестровое вступление (таковы, например, каватины, которые мы встретим в оратории Йозефа Гайдна «Времена года»).
Во второй половине XVIII столетия у этого понятия появился еще один аспект – каватиной стали именовать выходную арию, то есть ту, с которой герой появлялся на сцене, или же она звучала вскоре после того, как публика «познакомится» с персонажем. Замечательный пример такого рода – каватина Фигаро из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро» («Если захочет барин попрыгать»). Это сравнительно развернутый номер – каватина имеет трехчастную форму, в крайних разделах которого Фигаро иронически пародирует своего господина в галантном менуэте (уже это кажется изрядной вольностью!), а в среднем разделе «сбрасывает маску» в энергичном ритмическом движении. После такого «представления» слушатель может не сомневаться, что графу действительно «пора знать свое место», и аристократ еще не раз пожалеет, что задел честь слуги… благодаря удачно написанной каватине мы уже многое узнали о герое – а ведь опера только начинается!
И раз уж мы заговорили о Фигаро, нельзя не вспомнить о другой опере, написанной по комедии Пьера Огюстена Бомарше – на сей раз итальянской… Конечно, же речь идет о «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини и знаменитой каватине Фигаро… И здесь уже слово «каватина» обозначает именно выходную арию, поскольку других признаков, подразумевавшихся изначально – краткости, песенности, простоты формы – мы уже не найдем. Вместо песенности каватине Фигаро присущ напористый трехдольный ритм, восходящий к тарантелле, а форма основывается на шести темах, появление которых, по выражению музыковеда Феделе д’Амико «не подчиняется никаким традиционным схемам». В этой же опере мы встретимся еще с двумя каватинами, то есть выходными ариями. В первом акте – еще до появления Фигаро – влюбленный граф Альмавива изливает свою страсть в богато изукрашенной колоратурами каватине «Скоро восток золотою ярко заблещет зарею», а второй акт начинается с каватины Розины, замечательно рисующей облик этой девушки – изящной, нежной, но такой своенравной!
Впрочем, в операх, созданных в XIX столетии, мы можем встретить и каватины, напоминающие изначальный облик таких арий – напевные и краткие. В таком виде каватина может предшествовать другому – более развернутому и сложному по структуре – разделу арии, написанной в контрастно-составной форме. Яркий пример такой арии – каватина и рондо Антониды из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Сходную структуру имеет каватина Людмилы в опере композитора «Руслан и Людмила». Каватина Гориславы, звучащая в этой же опере, своей страстностью и напевностью напоминает романс, в котором усиленное подчеркивание элегического оборота, столь характерного для русских романсов, не оставляет сомнений: эта героиня живет ради любви!
Как известно, арии бывают не только вокальные, но и инструментальные. Встречаются и инструментальные каватины. Например, Людвиг ван Бетховен назвал каватиной медленную часть своего си-бемоль-мажорного струнного квартета.
Вот какие разнообразные каватины существуют! Но даже в своей инструментальной ипостаси они сохраняют связь с вокальным началом в виде кантиленной мелодии. В опере же каватина помогает нам понять, что представляет собой тот или иной персонаж и каких поступков можно ожидать от него по ходу действия.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев