(1868–1921)
Карл Карлович Григорович – один из тех музыкантов, чье искусство обогатило отечественную исполнительскую школу. Имя его было известно далеко за пределами Российской империи, но судьба знаменитого скрипача была трагична.
Карл Карлович Григорович – уроженец Санкт-Петербурга, но родители его были поляками. Его неординарные музыкальные способности проявились еще в детские годы – Карл весьма рано начал обучаться искусству скрипичной игры. Мальчику было всего восемь лет, когда он впервые выступил публично, сыграв при этом достаточно сложное музыкальное произведение – скрипичный концерт Фердинанда Давида. В скором времени семья переехала в Москву, и в дальнейшем творческое становление юного скрипача проходило под руководством преподавателей Василия Васильевича Безекирского. Наставник Григоровича был известен не только как скрипач-виртуоз, но и как исполнитель на виоле д’амур, и как композитор, написавший ряд сочинений для скрипки, и как исследователь, редактировавший издание скрипичных сонат и партит Иоганна Себастьяна Баха. Начинающий талантливый скрипач многое мог почерпнуть, занимаясь под руководством такого преподавателя. Другим наставником Григоровича был Генрик Венявский – правда, у него Карл обучался недолго, в 1880 г. Венявский умер – Карл Григорович был последним музыкантом, обучавшимся у него.
С двенадцатилетнего возраста Григорович гастролировал по Российской империи, везде вызывая восхищение своими выступлениями. Одним из поклонников его таланта стал сам император, перед которым Карл Карлович выступал в Санкт-Петербурге и Гатчине. По прошествии семи лет география выступлений скрипача расширилась за пределы Российской империи. Первый зарубежный концерт молодого скрипача состоялся в Берлине, в последующие годы он успешно гастролировал по европейским странам В репертуар Григоровича входили произведения, позволявшие в полной мере продемонстрировать блестящую исполнительскую технику – например, Фантазия на темы оперы «Кармен» Пабло Сарасате, исполнял он и скрипичные сочинения Людвига ван Бетховена, Генрика Венявского. Критики отмечали его утонченный, серебристый звук. Некоторое время Григорович совершенствовал исполнительские навыки в Вене под руководством Якоба Донта, обучался он и у Йозефа Иоахима.
С 1896 г. по 1897 г. Карл Григорович гастролировал в США. Американская публика, знавшая к тому времени другого замечательного скрипача, выходца из Российской империи – Адольфа Давидовича Бродского – принимала Григоровича с восторгом. Американский музыковед Генри Чарльз Лахи сравнивал его с Пабло Сарасате и Эмилем Соре, отмечая присущие игре Григоровича качества – широту звука, плавность кантилены. Критики с восторгом писали о «натиске и блистательном пыле», проявленных при исполнении Вариаций Йозефа Иоахима, о виртуозности в Концерте для скрипки с оркестром Макса Бруха. Столь же успешным было мировое турне, предпринятое Григоровичем в 1899–1901 г. совместно с Эдвардом Фацером, пианистом из Финляндии. Музыканты посетили различные страны Европы, Америки и Африки.
Григорович прославился не только как солист. С 1910 г. по 1917 г. он выступал в составе Квартета герцога Мекленбургского. Этот исполнительский коллектив был известен и в России, и за ее пределами. В 1914 г., вскоре после начала Первой мировой войны квартет, в котором Григорович являлся в то время первым скрипачом, предпринял грандиозное гастрольное турне, объехав с концертами всю Российскую империю – от Дальнего Востока до Украины. Среди городов, в которым выступили музыканты, был Омск, где жил в то время двенадцатилетний Виссарион Яковлевич Шебалин (впоследствии композитор называл выступление Квартета герцога Мекленбургского одним из самых ярких музыкальных впечатлений своих юных лет). Значительная часть сборов от этих гастролей пошла на благотворительные цели – деньги были переданы военным госпиталям.
Еще одной, не менее значимой стороной профессиональной деятельности Карла Карловича Григоровича было преподавание. Педагогическая карьера музыканта началась в 1903 г., когда он стал преподавателем Московского филармонического училища. Одним из учеников Григоровича стал польский скрипач-виртуоз Бронислав Губерман. По признанию Губермана, Карл Карлович дал ему всё, что может дать учитель.
Октябрьская революция, резко изменившая жизнь России, не могла не отразиться на судьбе Карла Григоровича. После событий 1917 г. он покинул Москву и обосновался в Витебске, где он работал преподавателем консерватории. Роковой поворот в судьбе музыканта произошел в 1921 г. В Витебск прибыла делегация из Польши, скрипач встретился с ее членами и получил от них документ, гарантировавший беспрепятственный въезд в Польшу, если он примет решение об эмиграции. Такой поступок не вызывает удивления – все-таки Григорович по происхождению был поляком, но власти Советской России не могли и не хотели этого понять: только что завершилась Советско-польская война, и люди, демонстрировавшие лояльность по отношению к Польше, доверия не внушали. В том же году музыкант был арестован и предстал перед судом, который приговорил его к трехгодичным принудительным работам, но дожить до конца срока Григоровичу было не суждено. По одной из версий он в заключении умер от истощения, по другой – был убит при попытке бегства. Посмертная реабилитация Карла Григоровича состоялась в 2008 г.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев