В начале 1884 г., когда в разных городах Германии исполнялась Третья Симфония, Иоганнес Брамс уже задумывался о создании нового симфонического сочинения. Приступить к работе над нею он смог летом, которое провел в Штирии, в Мюрццушлаге. Быть может, это место и уступало по живописности Пёртшаху, но с ним были связаны воспоминания – в Мюрццушлаге Брамс побывал вместе с отцом, когда они путешествовали после гастрольного тура Брамса. Летом 1884 г. рождаются первая и вторая часть симфонии. Год спустя композитор вновь приезжает Мюрццушлаг и продолжает работу над симфонией. В сентябре 1885 г. вместе с одним знакомым пианистом композитор исполнил произведение на фортепиано в четыре руки в присутствии своих друзей.

Четвертую симфонию, которая стала последней симфонией Брамса, музыковед и музыкальный критик Иван Иванович Соллертинский определил как развитие «от элегии к трагедии». В этом произведении есть не вполне обычные черты – например, медленная часть в сонатной форме и скерцо в форме рондо-сонаты. Необычен и финал, имеющий – вопреки сложившимся традициям – не сонатную форму и даже не форму рондо-сонаты, а вариационную. Этот момент вызывал наибольшие сомнения у друзей композитора, ему даже рекомендовали переработать его в отдельное произведение и использовать в качестве финала симфонии скерцо, однако Брамс с этим не согласился. Композитор напомнил друзьям, что он не был первым, кто поступил подобным образом – заключительная часть Героической симфонии Людвига ван Бетховена тоже имеет вариационную форму (в этом можно усматривать сущность творческого облика Брамса: следование традициям и индивидуальность слиты в нем настолько нераздельно, что трудно сказать, где заканчивается одно и начинается другое).

Когда-то Роберт Шуман советовал Брамсу при создании симфонии обращать особое внимание на начало: «Уж если ты начал, то конец явится как бы сам собой». Начало первой части Четвертой симфонии – Allegro non troppo – на первый взгляд может показаться отступлением от данного принципа – настолько неброским оно кажется. Но за внешней простотой главной партии скрывается глубина мысли. В теме, состоящей из консонирующих интервалов, есть и песенность, и нечто от тем Иоганна Себастьяна Баха, а тематическое зерно представляет собой начало хорала «Mein Jesu». В развитии темы раскрывается ее многоликость: гомофонно-гармонический склад сочетается с элементами имитационной полифонии, а мотивное членение – с принципом вариантного развертывания. Побочная партия столь же лирична, как и главная, однако ее появление предваряется фанфарной темой, которая время от времени будет вторгаться в последующее музыкальной развитие, не нарушая, впрочем, общего доминирования лирической сферы в первой части. Лейтмотива в симфонии нет, но цельность музыкального материала достигается интонационным родством: в побочной партии присутствует в качестве контрапункта в басу движение по терциям из главной. В разработке тематическое ядро подвергается разнообразным трансформациям, при этом сонатные приемы развития органично сочетаются с полифоническими и вариационными. А в репризе особенно явственно проступает хоральный склад главной партии – она излагается в октаву крупными длительностями. Кульминация приходится на коду, где интонации главной партии акцентировано, отчаянно звучат в канонических имитациях – здесь уже сделан шаг «от элегии к трагедии».

Для второй части – Andante moderato – композитор избрал сонатную форму без разработки. Образное содержание ее можно определить как поиск красоты и гармонии в природе и в прошлом. С образами природы ассоциируется «призыв» валторны, открывающий медленную часть, строгость очертаний побочной партии напоминает о венском классицизме, а гармония мелодического мажора с натуральной седьмой и минорной доминантой производит впечатление несколько архаической. Из вступительной фразы вырастает суровая, с оттенком балладности главная партия, связующая перекликается с фанфарными интонациями из первой части. Побочную партию, проводимую виолончелями, дополняют хроматические подголоски. В репризе в побочную партию неожиданно вторгается преображенная главная, приобретающая вальсообразность.

Третья часть – Allegro giocoso – Poco meno presto – Tempo I – скерцо, что типично для симфонических циклов, но ни в одной из предшествующих симфоний Брамса скерцо не появлялось. Скерцо, живописующее картину шумного веселья, имеет форму рондо-сонаты. Мощное звучание главной партии сопоставляется с грациозностью побочной.

Для трагического финала Брамс избирает чакону – разновидность полифонических вариаций. Суровая тема позаимствована из произведения Иоганна Себастьяна Баха.

Симфония № 4 ми минор впервые прозвучала в октябре 1885 г. в Мейнингене под управлением самого Иоганнеса Брамса. В ноябре того же года она была исполнена под управлением Ганса фон Бюлова.

Все права защищены. Копирование запрещено