Иоганнес Брамс. Фортепианное трио № 2 до мажорК жанру фортепианного трио Иоганнес Брамс обращался в разные периоды своей творческой жизни. Если Трио № 1 си-мажор было создано им в юности, то Второе трио относится к зрелому периоду. Композитор находился в зените славы – он с большим успехом концертировал в Германии, Австрии, Швейцарии, Польше, Венгрии, Голландии в качестве дирижера и пианиста, являлся почетным доктором двух университетов – в Кембридже и Бреслау, удостоился Золотой медали Лондонского филармонического общества, получил приглашение на должность музыкального директора в Дюссельдорфе, которую некогда занимал глубоко чтимый им Роберт Шуман, а также на должность кантора в лейпцигской церкви св. Фомы, где служил Иоганн Себастьян Бах – и это приглашение тоже свидетельствовало о признании заслуг композитора.

Излюбленным местом отдыха стал для Иоганнеса Брамса австрийский курорт Ишль. Он нередко проводил там лето, так было и в 1882 г. Именно там композитор завершил произведение, начатое в марте того же года – Фортепианное трио № 2 до мажор для скрипки, виолончели и фортепиано. Это очень светлое, радостное произведение, в котором человеческое чувство сливается с ощущением одухотворенности природы. Подобно Симфонии № 2, Трио перекликается с до-мажорной симфонией Франца Шуберта – это проявляется не в непосредственных тематических ассоциациях, которых здесь усмотреть нельзя, а в общности ладотонального колорита.

Свобода и непринужденность мелодического развития органично сочетается в до-мажорном Трио со стройностью формы. Главным, хотя и не единственным организующим началом выступает тема, открывающая первую часть – Allegro. Ее призывные интонации, излагаемых скрипкой и виолончелью в октаву, предвосхищают начало Симфонии № 4 (хотя образный строй этих двух произведений совершенно различен и даже противоположен). Ее роль в форме первой части сопоставима с ролью темы-эпиграфа в Симфонии № 3. Тема распространяет свое влияние и на другие части цикла. Хотя она и излагается в основной тональности – до мажоре, она содержит в себе движение по ля-минорному трезвучию, и именно ля минор становится тональностью второй части – Andante con moto. По форме эта часть представляет собою вариации, благодаря чему она становится наиболее импровизационной частью трио, в нем есть и эпическая суровость, и мягкая элегичность. Часть третья – Scherzo (Presto) – характеризуется сумрачно-таинственным минорным колоритом, которому контрастирует торжественность среднего раздела, изложенного в основной тональности. Финал – Allegro giocoso – звучит радостным апофеозом.

 

Все права защищены. Копирование запрещено