Франц Шуберт. Симфония № 9 до-мажорИстория создания Симфонии № 9 до-мажор весьма загадочна. Сам Франц Шуберт датировал ее завершение в партитуре весьма определенно – март 1828 г., однако никаких свидетельств о его работе над симфонией весной того года не существует. Зато один из его друзей – Бауэрнфельд – упоминал о некой симфонии, которую композитор написал в 1825 г., когда находился на курорте в Гаштейне. По словам Бауэрнфельда, Шуберт это свое произведение очень любил – но что это было за произведение? Поскольку никакой партитуры, написанной тогда, найдено не было, ту загадочную симфонию некоторое время отождествляли с сонатой для фортепиано в четыре руки (предполагая, что композитор задумывал ее как симфонию, но так и не оркестровал), но в настоящее время большинство музыковедов все-таки склоняется к мысли, что этой «неизвестной» симфонией была до-мажорная, а в 1828 г. автор внес некоторые изменения в партитуру.

До-мажорная симфония в большей степени, чем «Неоконченная», соответствует классическим канонам – в ней четыре части. От всех других симфоний, созданных Шубертом, ее отличает эпический размах, грандиозность – по продолжительности звучания она превышает даже Девятую симфонию Бетховена.

Первая часть открывается медленным вступлением. Благородно-сдержанную мелодию сначала провозглашают «речитативом» валторны без сопровождения. В изложении деревянных духовых и струнных она выглядит более напевной и лиричной. В ходе развития в теме вступления выделяются два элемента: нежное пение струнных и деревянных духовых и грозная речитация медных духовых. Широкое развертывание этой темы Шуман назвал «роскошным романтическим вступлением». Оно непосредственно вливается в главную партию сонатного аллегро – с ее энергичной действенностью, заключенной в квартовых ходах. Вскоре после кульминации ее развития возникает побочная партия, особую трепетность которой придает сочетание в ее ритме двудольности и трехдольности. Но и в нее вторгаются грозные «возгласы». Заключительная партия основана на теме вступления, но теперь ее интонации звучат у тромбонов, что придает им еще большую мощь. За масштабной разработкой, широко развивающей все темы экспозиции, следует расширенная реприза и не менее грандиозная, жизнеутверждающая кода.

Не менее масштабна и вторая часть, в которой воплощены разнообразные образы – и лирические, и героические, и даже народно-жанровые. Объединяющим началом служит ритм шествия. Форма второй части сочетает в себе черты сонатной, трехчастной и вариационной.

Третья часть – скерцо. Темп его может показаться сдержанным, но это не препятствует ощущению непрерывного движения, пронизывающего эту часть. Подобно Бетховену в Девятой симфонии, Шуберт создает скерцо поистине грандиозное – с крайними разделами в сонатной форме, хотя и без глубокой контрастности между главной и побочной партиями. В трио ощущается стихия народного танца, а именно – лендлера.

Финал симфонии начинается фанфарными интонациями, за которыми следует стремительное движение. После упругой главной партии появляется отделенная генеральной паузой побочная – ее ритм создает впечатление приближающегося праздничного шествия. Финал являет собою яркую картину торжества, ликования.

Судьба этого произведения оказалась не менее сложной, чем у других симфоний Шуберта – при жизни композитора ее не исполнял никто. Получить «путевку в жизнь» Симфонии № 9 помогли два великих композитора-романтика – Шуман и Мендельсон-Бартольди. Один из них обнаружил ее среди бумаг Шуберта в 1838 г., а другой в марте следующего года впервые исполнил с оркестром Гевандхауза в Лейпциге.

 

Музыкальные Сезоны