Что является главным носителем смысла в музыке? Конечно, высота звука. Попробуем спеть или взять на музыкальном инструменте какой-нибудь звук – у него есть определенная высота, но о чем он нам говорит? Да ни о чем! Но попробуем взять один за другим два звука – и вот уже зазвучала мольба или приказ, нежность или возмущение… Сочетания разных по высоте звуков в музыке называется интервалом (от латинского слова intervallum – промежуток).
Откуда пришли музыкальные интервалы? Их породили интонации живой человеческой речи. Вслушайтесь, как мягко опускается голос при спокойном завершении фразы, или как резко «взлетает» голос взволнованного человека. В мире звуков, обладающих определенной высотой, интервалы стали «проводниками» эмоций. В сущности, каждая мелодия – это цепочка следующих друг за другом интервалов (это очень хорошо слышно, например, в начале Симфонии № 4 ми минор немецкого композитора Иоганнеса Брамса – мелодия складывается из предельно кратких «реплик», отделенных друг от друга паузами, это и есть интервалы).
Звуки, составляющие интервал, могут звучать не только друг за другом, но и одновременно: первый вариант называется мелодическим интервалом, второй – гармоническим. В гармоническом звучании интервала его выразительная сущность выявляется, пожалуй, еще сильнее, чем в мелодическом – его благозвучность или, наоборот, резкость, поистине «встает во весь рост» (это свойство созвучий вообще и интервалов в частности называется консонансом или диссонансом).
Как и многие другие музыкальные термины, названия интервалов пришли из итальянского языка. В сущности, это итальянские числительные, обозначающие, сколько ступеней охватывает тот или иной интервал. Самый узкий интервал, складывающийся из двух одинаковых звуков, называется примой («один»). Интервал, охватывающий два соседних звука, именуют секундой, три ступени – терцией, четыре – квартой, пять – квинтой, шесть – секстой, семь – септимой, восемь – октавой, девять – ноной, десять – децимой, одиннадцать – ундецимой, двенадцать – дуодецимой, тринадцать – терцдецимой, четырнадцать – квартдецимой, пятнадцать – квинтдецимой. Интервалы от примы до октавы называются простыми, более широкие – составными, поскольку каждый из них «составлен» из октавы и какого-то другого интервала (например, децима – это терция через октаву, ундецима – кварта через октаву). Самый широкий интервал – квинтдецима, она охватывает две октавы. Для более широкого расстояния между звуками специальных названий не существует – говорят о «терции через две октавы», «сексте через две октавы» и т.д.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев