С начала 1880-х гг. Эдвард Григ жил в Бергене – своем родном городе. Став главным дирижером общества «Гармония», он провел два концертных сезона, представляя бергенской публике произведения разных композиторов – от Георга Фридриха Генделя до Рихарда Вагнера, а также норвежских авторов. Делать это было нелегко – исполнительские возможности в небольшом городке были еще более скромными, чем в Кристиании: в распоряжении Грига был весьма слабый оркестр и любительский хор, участники которого считали возможным пропускать репетиции ради вечерних балов. Немало огорчений доставляло композитору и филистерская ограниченность бергенской публики – например, исполнение Реквиема Вольфганга Амадея Моцарта встретило решительное неприятие, поскольку это было католическое произведение. Занятый дирижерской деятельностью, Григ сочинял не так уж много, но после второго концертного сезона он оставляет пост главного дирижера и полностью отдается композиторскому творчеству. В 1882 г. он начинает работать над новым циклическим сочинением – Сонатой для виолончели и фортепиано. Это произведение предназначалось для талантливого виолончелиста Йона Грига – брата композитора. Виолончельную сонату – одно из последних своих циклических произведений – Эдвард Григ завершил весной 1883 г.
Композитор не особенно высоко оценивал эту сонату: «Она не знаменует собой никакого шага вперед в моем развитии», – говорил он. Почему композитор был так строг к результату своего труда? Возможно, он имел в виду форму – слишком традиционную, с четко выраженными гранями разделов. Впрочем, особого новаторства в области сонатной формы Григ не проявлял никогда, придерживаясь классических традиций в области структуры и тональных планов. Его новаторство заключалось в другом – в ярко национальном характере тематизма, в необычных гармонических красках, в преобладании вариационных преобразований тем над их мотивным развитием в разработочных разделах. Все эти черты в полной мере проявились в Сонате для виолончели и фортепиано ля минор, столь сурово оцененной автором и пользующейся заслуженной любовью исполнителей и публики.
Ля-минорная виолончельная соната Грига – это монументальное сочинение, в котором природа камерного произведения сочетается с чертами концертности. Ее отличает виртуозный размах, раскрытие всех колористических и технических возможностей виолончели. Не меньшее значение имеет и фортепианная партия, которая находится практически на равных с виолончелью: инструменты поочередно излагают темы, представляя их в разном тембровом освещении. Полнозвучная фортепианная фактура приобретает поистине оркестровое звучание.
В сонате появляется тематический материал из предшествующих произведений. Разумеется, это не говорит о том, что творческая фантазия композитора иссякла – эти темы позволяют усматривать в сонате элементы скрытой программности, связанной с воспоминаниями о прошлом.
Первая часть – Allegro – исполнена лирической патетики. Центральную роль играет в ней главная партия, родственная героической, суровой теме «Траурного марша памяти Нурдрока». При первоначальном проведении у виолончели она представляется лирически-взволнованной, но по мере развития – в мощном фортепианном изложении – приобретает энергию и властность. Созерцательная побочная партия одновременно и контрастирует ей, и обнаруживает интонационное родство. В своем развитии лирическая тема приобретает все большую страстность. В разработке развитие обеих тем приводит к драматической кульминации, разрешающейся в эффектной каденции, предшествующей репризе.
Вторая часть – Andante molto tranquillo – покоряет проникновенностью и глубиной чувств. Ее величественно-спокойная основная тема интонационно родственна маршу из музыки к драме Бьёрнстьерне Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец», но если в марше тема была героической, то здесь утонченная хроматизированная гармония придает ей элегический и даже скорбный оттенок.
Плясовые ритмы третьей части – Allegro – заставляют вспомнить о ля-минорном фортепианном концерте (в особенности явственно проявляется сходство с этим произведением в фортепианной партии заключительной темы). Главная партия наделена ритмическими чертами халлинга. Побочная не контрастирует ей – она представляет собою вариант той же танцевальной мелодии, изложенной в мажорном ладу и в увеличении.
Виолончельная соната была впервые представлена публике в Германии осенью 1883 г.: в Дрездене ее исполнил Людвиг Грюцмахер, а в Лейпциге – Юлиус Кленгель, аккомпанировал обоим виолончелистам сам Эдвард Григ. Отзывы критиков были весьма жесткими, но публика приняла сонату тепло. Произведение прочно заняло место в концертном репертуаре виолончелистов.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев