Успенский собор

Успенский собор

Столичный оперный театр — активный участник показов спектаклей на открытом воздухе.  Его постановки слышали в Коломенском, Клину и на других природных площадках. На этот раз театр и его художественный руководитель Дмитрий Бертман откликнулись на новый проект «Русская опера у стен монастыря», который осуществляется в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье». У проекта много задач, и одна из главных — обратить внимание на русскую оперу в репертуаре российских театров, в большинстве которых наблюдается явный крен в сторону зарубежных произведений.

 

Проект начал свою жизнь благодаря поддержке митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. По его благословению в старинном русском городе Дмитрове состоялся второй спектакль фестивального цикла: «Геликон» привез одну из лучших своих постановок – «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского, которая идет в редакции Дмитрия Шостаковича. Режиссер Дмитрий Бертман обратился к ней в 2006 году, когда весь музыкальный мир отмечал столетие со дня рождения композитора. Редакция очень интересна своей обостренной современностью. Но она трудная и поэтому звучит редко. За десять лет своего существования спектакль «Геликона» вел активную жизнь. Его любили и любят москвичи – зал на представлениях всегда полон. Он покорил и Европу, побывав на престижных фестивалях в Сан-Себастьяне (Испания), «Барток+» (Венгрия), Фестивале российской культуры в Болгарии, «Днях оперы в Сааремаа» в Эстонии… Гастролировал на сценах Новой Израильской Оперы и Оперы де Масси во Франции.

 

Часа за два до начала спектакля на Советской площади, где многочисленные ряды ждали своих зрителей, пошел дождь. Сначала небольшой и с перерывами, перед самим началом представления он стал проливным. Но никто не ушел, все места были заняты горожанами, гостями, начальством, священнослужителями, сидящими в плащах, под зонтиками и пленками. Собравшиеся терпеливо ждали божьей справедливости – и она наступила, оценив стойкость зрительной аудитории. Когда уже стало казаться, что от лохматых черных туч не избавиться, они начали таять, а еще через несколько минут появилась радуга, а это значит, что дождь вот-вот закончится. И вот наконец выглянуло солнце – и засверкали купола Успенского собора! И спектакль шел в декорациях древнего Дмитровского кремля и кафедрального собора XVI века…

Марина Мнишек — Александра Ковалевич

Марина Мнишек — Александра Ковалевич

Постановка захватила сразу. Всем известно, что действие «Бориса Годунова» происходит в Смутное время. Тогда после смерти царя Ивана Грозного в России наступила эпоха самозванства. И именно тема самозванства стала определяющей в режиссуре Дмитрия Бертмана. Недаром у него партии Гришки Отрепьева (выдающего себя за царевича Дмитрия) и Юродивого поет один и тот же артист – Дмитрий Пономарев. Усиливаются акценты жажды власти в ролях Марины Мнишек (Александра Ковалевич), тайного иезуита Рангони (Сергей Топтыгин) и даже летописца-отшельника Пимена (Станислав Швец). В результате получился глубокий современный спектакль о непреодолимом желании неограниченной власти, которое живет во все времена, иногда чуть-чуть утихая, а затем вспыхивая с новой силой. Вот таким сгустком самовластия в самых разных его проявлениях и оказался бертмановский «Борис Годунов». И несмотря на исторические костюмы (сценография и костюмы созданы главными художниками театра Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой), сегодняшнее звучание оперы Мусоргского и трагедии Пушкина ощущается остро, как никогда. Фон древнего земляного кремля и Успенского собора позволяет зрителям понять истоки самозванства, родившегося в XVI веке и процветающего в наше столь сложное и противоречивое время.

Борис Годунов — Алексей Тихомиров

Борис Годунов — Алексей Тихомиров

В спектакле немало интересных актерских работ, прежде всего, среди басов. Алексей Тихомиров в главной партии «Бориса Годунова» выступает в разных театрах и в разных редакциях: в Центре оперного пения Галины Вишневской – в редакции Римского-Корсакова, в Екатеринбургском театре оперы и балета – в современном прочтении Александра Тителя и в «Геликоне» – в редакции Шостаковича. Каждый раз это глубокие и стилистически точные образы. В постановке Тителя певец создает образ руководителя современной державы, тонко проводя мысль: цари приходят и уходят, а народ всегда остается нищим и обездоленным. В опере Мусорского – Шостаковича Тихомиров раскрывает многоплановый образ Годунова, где уживаются и его жажда власти, и любовь к своим детям, и боль за народ, и страдания за совершенное убийство царевича Дмитрия. «Греха не замолить…» – в этой фразе и страх, и понимание своего конца. Пимен Станислава Швеца – это и летописец, выступающий за историческую справедливость, и подстрекатель, и, в конце концов, убийца царя Бориса. Ярко сыграна Дмитрием Овчинниковым роль пьяницы и бродяги монаха Варлаама, умеющего и лихо спеть песню «Как во городе было во Казани», и за себя постоять перед царскими приставами, и «товарища» Гришку Отрепьева (он же Самозванец) предать.

 

Главным же героем спектакля стал оркестр и его руководитель Евгений Бражник. Дирижер не просто справился со сложной партитурой, а создал яркое историческое полотно с массовыми сценами (хормейстер Илья Ильин). Бражником проделана огромная работа со всеми участниками спектакля: оркестром, хором, солистами, мимансом. Впечатляют монологи Бориса Годунова. По-новому засверкали многие сцены: разговор Бориса Годунова и Василия Шуйского (отличная получилась роль у Вадима Заплечного!), Корчма у литовской границы, Площадь перед собором Василия Блаженного и, конечно же, Грановитая палата в Московском Кремле и сцена прощания Бориса с сыном Федором.

Поклоны. Дмитрий Бертман, Алексей Тихомиров

Поклоны. Дмитрий Бертман, Алексей Тихомиров

Спектакль был бурно принят зрителями. Долго аплодировали, дарили цветы, подарки, говорили теплые слова благодарности. Звали почаще приезжать в Дмитров с другими спектаклями.

 

Статью хотелось бы закончить искренним высказыванием советника губернатора Московской области Нармин Ширалиевой: «Тот факт, что ведущий оперный театр страны, московская «Геликон-опера», показывает свои спектакли в Московской области в формате open air — это огромный шаг и в деле популяризации классической музыки, и в реализации нашей лидерской культурной стратегии в регионе».

 

Фото Юлии Осадча