Песни, фортепианная музыка, симфонии – с этими жанрами обычно ассоциируется имя Франца Шуберта, но с чем оно связывается в последнюю очередь, так это с оперой. Некоторые любители музыки даже полагают, что Шуберт опер не создавал, но и среди тех, кто знает, что это не так, далеко не все знакомы непосредственно с этой стороной его творчества. Действительно, оперы Шуберта не пользовались успехом при жизни создателя, а сегодня их не так уж часто можно встретить в афише того или иного оперного театра – но тем более значительным событием становится постановка каждой из них. Мы расскажем об одном из самых загадочных произведений Шуберта – об опере «Лазарь, или Торжество Воскрешения».

Одна из загадок «Лазаря» заключается в том, что композитор, написав это произведение в двадцатитрехлетнем возрасте, не сообщил об этом никому – и только после смерти Шуберта его брат Фердинанд обнаружил партитуру. Она была написана набело, но не завершена. Из трех актов религиозной драмы, созданной немецким поэтом и богословом Августом Германом Нимейером, были положены на музыку лишь два. Остается только догадываться, почему Шуберт не закончил произведение, почему он никому словом не обмолвился о нем, но что не вызывает недоумения, так это сам факт обращения композитора к библейскому сюжету. Среди произведений Шуберта – реквием, семь месс. Тема смерти тоже не была чужда ему – достаточно вспомнить такие камерно-вокальные шедевры, как «Лесной царь», «Девушка и смерть», и даже такое светлое произведение, как «Прекрасная мельничиха», заканчивается гибелью героя.

В «Лазаре» тема смерти тоже оказывается в центре внимания, причем рассматривается она с разных сторон. Для этого Нимейер вводит в число действующих лиц не только тех, кто присутствует в соответствующем эпизоде Евангелия (сестер Лазаря – Марию и Марту), но и дочь Иаира, тоже воскрешенную Спасителем (в драме она получает имя Емина), а также двух друзей главного героя. Они в равной степени любят Лазаря, сочувствуют ему и его близким, но по-разному воспринимают ситуацию. Нафанаил – глубоко верующий последователь Иисуса Христа, для него грядущая смерть не выглядит трагедией и беспросветным мраком, ведь «жизнь – всего лишь мгновение». В противоположность ему, саддукея Симона смерть друга приводит в отчаяние: «Я не могу Тебе больше молиться!» И только воскрешение Лазаря убеждает его в том, что Бог не глух к человеческим молитвам.

Как мыслил Шуберт это произведение, как представлял себе его исполнение? Наряду с чертами оперы в нем можно усмотреть некоторые черты оратории, но авторские ремарки свидетельствуют о том, что композитор все-таки предполагал сценическую постановку. Примечательная особенность «Лазаря» заключается в отсутствии четких границ между номерами, в почти непрерывном течении музыки. Мелодичные речитативы настолько естественно и плавно переходят в арии, что переходы эти остаются почти незаметными. И, конечно, в опере проявился тот удивительный мелодический дар, который придает такое очарование песням Шуберта – прекрасные мелодии пронизывают и арии, и хоровые сцены.

Большая часть «Лазаря» – причем именно та часть, которая написана Шубертом – это довольно мрачные сцены. В первом акте сам Лазарь, его сестры и друзья ожидают его неизбежной смерти от тяжелой болезни, во втором действии близкие Лазаря скорбят на его похоронах… Но мы не случайно вспомнили о «Прекрасной мельничихе»: подобно этому вокальному циклу, присутствие темы смерти не делает «Лазаря» мрачным произведением. В нем преобладает светлое звучание – мажорный лад, «воздушность» музыкальной ткани, а все вокальные партии поручены высоким голосам. Это соответствует не только христианскому вероучению, представляющему смерть как переход к жизни вечной, но и романтическому мировоззрению.

Хотя партитура «Лазаря» была обнаружена вскоре после смерти автора, об исполнении не было и речи – ведь произведение не было закончено, ставить его в таком виде не представлялось возможным. Можно сказать, что опера была мертва – но, как и Лазаря, ее ожидало воскрешение. Решение о нем принял в 1994 г. Хельмут Риллинг, возглавлявший в то время Баховскую академию: оставалось три года до двухсотлетнего юбилея Шуберта, и мировая премьера ранее неизвестного публике произведения стала бы прекрасным «подарком» к такому празднику. Сотворение чуда было доверено Эдисону Васильевичу Денисову. Композитор уже имел опыт завершения произведений, не законченных гениями прошлого – «Kyrie» Вольфганга Амадея Моцарта, опера Клода Дебюсси «Химена и Родриго». В собственном творчестве он не раз обращался к духовным сюжетам. Примечательно, что именно тогда – в 1994 г. – композитор весьма близко соприкоснулся со смертью, пострадав в дорожно-транспортном происшествии, последствия которого оказались неизлечимыми. Подобно Лазарю в начале оперы, он жил с ощущением близкого конца.

К Шуберту же у Денисова отношение было особое – композитор называл его музыку своей «идеей фикс». Тем не менее, писать в стиле Шуберта он не пытался, полагая, что лучше Шуберта он все равно не напишет – и предпочел довериться собственной интуиции. Несмотря на это, музыка, написанная Денисовым, удивительно органично соединилась с музыкой Шуберта – и это можно считать еще одним чудом.

Премьера «Лазаря» состоялась в 1996 г. в Штутгарте. Вскоре после нее ушел из жизни Эдисон Денисов. Российской публике оперу впервые представил Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского. Произошло это в 2014 г., российская премьера состоялась в Лазареву субботу.

Все права защищены. Копирование запрещено.