19 августа в Брегенце завершился знаменитый оперный фестиваль, проходящий в формате open air на открытой сцене посреди Боденского озера. Почти 60 спектаклей «Кармен» прошлым летом и нынешним прошли с огромным успехом перед неизменно полным амфитеатром, вмещающим 7 тысяч зрителей. Исполнительница заглавной роли, к которой она шла несколько лет, – Елена Белкина. Мы предлагаем вам интервью с певицей.
– В прошлом году вы спели Кармен на фестивале в Брегенце, причем для вас это было первое исполнение этой партии вообще. Кроме необычности и оригинальности самой постановки, – и мы к этому еще вернемся, – что для вас было в ней особенно сложным? Что потребовало особых усилий, преодоления?
– Сложностей было достаточно. Ведь сама по себе огромная роль Кармен в этой постановке сочеталась с приличной физической нагрузкой. Связано это с размером сцены: она огромная. Нужно петь сидя, лежа, в воде, в любую погоду, при этом танцевать и бегать по сцене, и даже владеть кислородной маской, чтобы дышать в воде. Все это требует особых навыков и соответствующей подготовки, кроме чисто профессиональной – музыкальной и вокальной. В этой постановке требовались и неординарная физическая подготовка, и выносливость.
– Как вам поется во втором сезоне, – после десяти спектаклей прошлого года. Есть ли какие-либо отличия в вашем исполнении, особенности, которых не было в прошлом году? В трактовке? В нюансах, общении с партнером? Выполнении или изменении первоначального замысла? Кармен прошлым летом и сейчас: она такая же?
– В режиссуре есть несколько изменений, но они незначительные. В целом моя Кармен в этом году еще более уверенная, я совершенно освободилась от вокального контроля, можно наслаждаться музыкой и текстом, обыграть и красиво подать каждое слово! Т.е. сейчас появилась та свобода творчества, которая дает на каждом спектакле простор импровизации, фантазии и выразительности нюансов трактовки.
– В этом сезоне, в отличие от первого, организаторы открыли секрет этого знаменитого трюка с «утоплением» Кармен. Чем это было вызвано? Рекламный ход?
– Когда Дон Хозе толкает меня в воду в финальной сцене, я молниеносно достаю из платья кислородную маску, чтоб дышать под водой около двух минут. Все зрители приходят в шок, не зная, как это работает и, видимо, было много вопросов по этому поводу. Я знаю, что режиссер очень гордится этой находкой, еще и потому, что это реально можно сделать только в Брегенце. Такой уникальный своего рода случай, – здесь Каспер Хольтен сумел максимально использовать это редкое сочетание природы, игры света предзакатного неба и водной стихии. Это возможно только в Брегенце.
– Ваша Кармен в Брегенце не носит пышных многослойных юбок, не стучит в кастаньеты, не обмахивается веерами. Не считаете ли вы, что это идет вразрез с музыкальным материалом? Музыка Бизе, конечно же, французская, но все же еще и такая испано-цыганская…
– Испанский колорит все же передан на сцене, – необязательно при этом носиться с кастаньетами… есть потрясающее оформление с гигантскими картами в руках с татуировкой, балет и многое другое. Да и в последней сцене у меня довольно тяжелое длинное платье. Оно, кстати, скрывает специальный термоизоляционный костюм, чтоб не было переохлаждения, т.к. вода в озере достаточно прохладная даже в летние месяцы.
– После спектаклей «Кармен» в Брегенце в прошлом году и непосредственно перед нынешним сезоном вы спели эту партию в Киеве. Там совершенно иная стилистика постановки. Было ли вам сложно войти в установившийся, годами идущий спектакль? Было ли вам сложно переключиться на другую Кармен? И вообще – хотели бы вы спеть в абсолютно традиционной постановке – например, в режиссуре Дзеффирелли?
– Как оперная певица, я всегда буду предпочитать исполнение в театре исполнению на открытой сцене в микрофон. Совсем другое чувство, когда слышны обертона голоса без всяких усилителей. На фестивалях вроде Брегенца – это больше шоу, здесь важны эффекты: лодки, фейерверк, сама сцена на озере гигантских размеров и световые проекции. В оперном театре – это всегда искусство с особой энергетикой. Но и шоу в Брегенце очень качественное – это не только первоклассные певцы, но и зажигательный балет, акробаты, работающие под великолепное звучание оркестра Венских симфоников. Мой театральный дебют в Киеве помог мне сделать роль еще лучше, и в вокальном, и в актерском плане. Конечно, я мечтаю спеть Кармен в постановке Дзеффирелли, но и в этом случае я привнесу свои собственные краски в интерпретацию.
– В фестивальной постановке есть две доминанты. Две основные составляющие: стихия воды и тема рока-судьбы, выражающаяся в оформлении – карты, гадание, судьба. Насколько вам близка эта тема: рок, судьба, предопределенность… и тут же неуемная стихия воды, природы, явлений, над которыми человек не властен.
– Я не суеверная, но обожаю природу. Когда я стою на этой огромной сцене, и дует ветер, развевая платье и волосы, я чувствую его силу и сама становлюсь сильнее. Когда балет танцует в воде, брызги в лучах софитов, как бриллианты создают ощущение нереальности. Когда идет дождь, то драматизма становится еще больше. Я наслаждаюсь моментом. Каждый спектакль разный. Все семь тысяч зрителей видят справа горы и лес, слева роскошный закат, а посередине ярчайшее зрелище.
– Я знаю, что после серии Кармен в Брегенце вам предстоят два барочных проекта, – две оперы Генделя. И вы, наверное, начинаете готовиться уже сейчас – параллельно выступлениям на фестивале, – потому что одна из них ставится уже в сентябре. Что требуется от певца в таком случае? И возможно ли параллельно петь Бизе и учить произведения начала XVIII века?
– В музыке эпохи барокко совершенно другие задачи. Во-первых, старинный итальянский текст на мифологический сюжет, во-вторых, музыкальная фразировка. Я работаю сейчас над переводом и пониманием каждого слова, верной декламацией речитативов и расстановкой акцентов в колоратурах. Совсем скоро начнется процесс повторения и запоминания наизусть. Это о «Тезее» («Тезей» Генделя в театре Ан-дер-Вин). Партия Руджеро (постановка «Альцины» Генделя в Висбадене) уже выучена. Главное – ставить каждый день определенные цели. Например, сегодня спектакль «Кармен», и я должна выспаться, сделать зарядку, распеться, настроиться на эту музыку, образ, и выступить как можно лучше, выложившись на сто процентов. Или, если день свободен от спектакля, разучить сцену, речитатив или арию новой оперы. Мне необходимо позаниматься хотя бы час в день, как человеку любопытному, интересующемуся, учить и познавать новые материи доставляет мне огромное удовольствие.
– Вы поете уже почти девять лет на оперной сцене в театрах высочайшего уровня. У вас красивый завораживающий голос, артистизм, высокая исполнительская культура, прекрасная сценическая внешность, молодость и обаяние. Ваши выступления собирают полные залы и прекрасные отзывы профессионалов. Бывает ли у вас состояние неуверенности, колебания: сумею ли я справиться с этой партией? Есть ли боязнь провала? Страх?
– Спасибо за комплименты! Обычно состояние неуверенности бывает в самом начале разучивания новой роли, и становится понятно, смогу ли я справится с той или иной задачей. Страха нет, есть процесс преодоления, любовь и желание поделиться чем-то светлым, лучшей частью себя.
– Я знаю, что параллельно с сольной карьерой, с выступлениями в различных постановках оперных театров, участием в концертах, записями сольных дисков, – что подразумевает непрерывный каждодневный труд, вы не оставляете академическую учебу. Расскажите немного об этом…
– Образование было всегда основополагающей и неотъемлемой частью моего становления как певицы. Ошибочно полагать, что, окончив консерваторию, певец автоматически получит заветное место в театре. В моем случае получилось так, что я уже в 21 год стала солисткой оперного театра, и только через три года получила диплом Лейпцигской консерватории. Затем я сразу же поступила в аспирантуру. В Германии это называется Meisterklassen Studium и несколько отличается от нашей системы образования. Тут надо учиться не только петь, но и преподавать вокал. Времени на то, чтобы сразу продолжить учебу, не было, и я отложила это на потом. Через четыре года появился более свободный сезон, и я решила воспользоваться этим. Я ездила в Лейпциг из Вены ночными поездами, использовала для этого любой свободный день, договаривалась со студентами и преподавателями о встречах. Оказывается, возможно всё, главное желание и организованность. Так я с отличием закончила аспирантуру и с таким дипломом имею право преподавать вокал в любом европейском университете. Неожиданно для себя я обнаружила, что мне очень интересно помогать желающим научиться петь, радостно наблюдать за их достижениями. И сама я становлюсь лучше, техника пения стала осознаннее. Совершенству нет предела, учиться нужно каждый день.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев