(1898-1937)

«Принц, который взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром, как о принцессе», – так музыкальный критик Уолтер Дамрош назвал американского композитора Джорджа Гершвина. «Золушкой» была джазовая музыка, которой предстояло слиться воедино с музыкой академической, породив новое явление – симфоджаз, и сделать это суждено было Гершвину.

Жизненный путь будущего композитора начался в Бруклине. Отец его Мойше Гершовиц – еврей, эмигрировавший в США из Российской империи – изменил фамилию на американский манер: Гершвин. Второй из четырех детей, Джордж поначалу не проявлял интереса к музыке – гораздо больше нравились ему шумные игры со сверстниками, а вот на старшего сына Айру родители возлагали определенные надежды и даже приобрели для него пианино. Но, вопреки их ожиданиям, Айра учиться не захотел, а Джордж, едва увидев инструмент, немедленно уселся на табурет и принялся подбирать знакомые мелодии. Систематического музыкального образования он не получал – уроки были редкими, и давали их разные учителя, но в основном Джордж осваивал инструмент самостоятельно, упражняясь ежедневно часами.

Решение посвятить себя музыке не вызывало сомнений – Джордж даже не стал заканчивать школу. Бросив учебу в пятнадцатилетнем возрасте, юноша работал в магазине музыкального издательства в качестве рекламиста. В обязанности его входило сидеть за роялем в торговом зале и наигрывать популярные мелодии по желанию посетителей. Большого дохода это не приносило, но помогало завязывать полезные знакомства – и скоро молодого пианиста стали приглашать аккомпанировать артистам бродвейских театров во время репетиций, а в восемнадцать лет состоялся его композиторский дебют – Гершвин опубликовал свое первое сочинение. Нельзя сказать, что оно имело грандиозный успех, но оно было замечено – и прозвучало на Бродвее в ревю Зигмунда Ромберга.

После дебюта на Бродвее карьера молодого композитора развивается стремительно: он создает музыку к десяткам спектаклей, одна из его песен – «Лебедь» – звучала в шоу Эла Джолсона, причем артист исполнил ее в нескольких кинокартинах и записал на грампластинку. Совместно с братом Айрой, писавшим тексты, Гершвин наладил настоящий «бизнес по производству» песен для бродвейских театров.

К началу 1920-х гг. его уже можно было причислить к самым популярным композиторам США, гонорары превысили все ожидания – но может ли творческая личность довольствоваться достигнутым? Гершвин не желает ограничиваться эстрадой и музыкальной комедией, его мечта – стать «настоящим композитором». С этой целью он изучает композицию и гармонию, а возможное «направление движения» подсказал Пол Уайтмен – дирижер, убежденный, что между джазом и академической музыкой нет непереходимых границ. Гершвин с Уайтменом не раз говорили на эту тему и даже договорились о создании такого произведения – вот только композитор запамятовал, и когда брат Айра напомнил ему, что дирижер ждет партитуру, до оговоренного срока оставалось всего пять недель… но Гершвину этого времени хватило, чтобы создать шедевр! Произведение, получившее заглавие «Рапсодия в стиле блюз», было исполнено в феврале 1924 г. Что только ни говорили о ней критики! Композитора упрекали в том, что он не создал ничего нового, а только «нанизал на нитку» известные мелодии, что оркестровал произведение за него профессиональный инструментовщик (это было нормой для эстрады, но не для академической музыки). Впрочем, критики могли говорить что угодно – а публика приняла «Рапсодию» с восторгом. Что же касается оркестровки, то следующее сочинение – фа-мажорный фортепианный Концерт – он оркестровал сам. Впрочем, это не спасло от разгромных рецензий, но Гершвин не сдается: он создает симфоническую поэму «Американец в Париже», которую одни критики называют «приторной и вульгарной», другие – «радостной и притягательной».

Экономический кризис, разразившийся в 1929 г., затронул и Бродвей, и в 1930-е гг. творчество Гершвина принимает иное направление – он создает музыку к кинофильмам, в связи с чем немало времени проводит в Калифорнии. Но он мечтает о создании оперы, которую можно было бы назвать истинно американской, чтобы в ней звучали джазовые интонации – но это должна быть именно опера, а не мюзикл. Подходящий сюжет находится в романе «Порги» – это произведение писателя Дюбоза Хейуорда повествует о чернокожих обитателях бедного квартала. Создав оперу «Порги и Бесс», Гершвин рассчитывал на постановку в оперном театре, но ни один театр не проявил интереса к произведению – и премьера состоялась на Бродвее.

После премьеры «Порги и Бесс» композитор живет в Голливуде, продолжая создавать музыку к фильмам, но вскоре его начинают беспокоить сильные головные боли. Композитор связывает это с тем, что неуютно чувствует себя в Голливуде, и обращается к психоаналитику. Слишком поздно выяснилось, что причиной болей была опухоль, поразившая мозг, и в июле 1937 г. Джордж Гершвин скончался. Посмертно ему был присужден «Оскар» за музыку к фильму «Давайте потанцуем».

Все права защищены. Копирование запрещено.