В 1904 г. Джакомо Пуччини задумал триптих, состоящий из одноактных опер, каждая из которых была бы связана с одной из частей «Божественной комедии» Данте Алигьери – «Адом», «Чистилищем» или «Раем». Замысел был осуществлен годы спустя, и очертания его претерпели изменения. Связь с бессмертным творением Данте сохранилась лишь в опере, завершающей триптих – «Джанни Скикки», тем не менее, к моменту премьеры, состоявшейся в 1918 г., композитор мыслил результат своего труда не как три отдельных сочинения, исполняемые в один вечер, а все-таки как триптих.
Главная загадка триптиха Пуччини заключается в вопросе, что объединяет три одноактные оперы, составляющие его. «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» не связаны ни единым действием, ни общностью литературного происхождения – все три сюжета позаимствованы из разных источников. Различаются они и по времени действия: начало ХХ столетия в «Плаще», конец XVII века в «Сестре Анжелике», эпоха Возрождения в «Джанни Скикки». Единственная общая черта, роднящая произведения друг с другом – эта тема смерти, которая в каждой из опер предстает в разных ипостасях. В «Плаще» это преступление, ставшее результатом любовной драмы и душевных терзаний. В «Джанни Скикки» над смертью откровенно насмехаются – она решительно ни у кого не вызывает благоговейного трепета (по признанию композитора, ему захотелось отдохнуть и посмеяться после работы над мрачным «Плащом»). «Сестра Анжелика» была написана последней, но она является второй частью триптиха. В этой опере смерть предстает почти мистическим событием – она несет утешение, избавляя от страданий, раз и навсегда разрешая все противоречия, которые жизнь разрешить не в силах.
Действие оперы разворачивается в женском монастыре, и по этой причине в «Сестре Анжелике» нет ни одной партии, порученной мужскому голосу – это сугубо «женская» опера (фигура мужчины лишь угадывается в далеком прошлом героини, как причина ее страданий). В начале оперы одна из сестер – Женевьева – рассказывает монахиням о дивном чуде, каждый год происходящем в монастыре: в мае в течение трех дней можно видеть, как лучи закатного солнца окрашивают фонтан в золотой цвет – быть может, то Дева Мария шлет знак смертным. Рассказ Женевьевы заставляет всех вспомнить о недавно умершей монахине – не желает ли ее душа испить из чудесного источника? А может, у тех, кто завершил свой земной путь, не бывает желаний? Зато их много у живых: одной монахине хочется подержать в руках ягненка, другая мечтает о вкусной еде, и только сестра Анжелика утверждает, что желаний у нее нет. Сестры не склонны ей верить – всем известно, что она ждет вестей от семьи. Правда, любить родных ей не за что – именно они заставили ее уйти в монастырь, но только от них она может получить вести о своем незаконнорожденном сыне, появившемся на свет семь лет назад (во искупление этого позора ее и вынудили стать монахиней). Тем временем строгая Настоятельница велит Анжелике пройти в холл для встречи с важной гостьей. Это Княгиня, приходящаяся Анжелике тетей. Она требует, чтобы племянница отказалась от своей доли наследства в пользу сестры, которая скоро выйдет замуж – ее жених так великодушен, что готов забыть о несмываемом позоре, который Анжелика навлекла на благородное семейство. Монахиня подписывает документ, но волнует ее только судьба сына. Княгиня равнодушно сообщает, что мальчик умер два года назад. Жизнь потеряла смысл для Анжелики, она готовит яд из трав и принимает его. Понимая, что теперь на ее совести еще более тяжкий грех – самоубийство, она в отчаянии молит Деву Марию о прощении. Несчастная умирает, веря, что прощена – в предсмертном видении сын нежно целует ее.
«Сестра Анжелика» – единственная из опер Пуччини, в которой религиозные мотивы оказываются в центре внимания. Этот отразилось на ее музыкальном языке. Вначале оперы звучание органа и имитация колокольного звона воспроизводят обстановку монастыря. Один из главных лейтмотивов оперы напоминает хорал. Появляясь во втором разделе арии Анжелики, он выражает смирение, но первый раздел арии совсем иной – он насыщен интонациям скорби. Подобных противопоставлений в опере немало. Во многих эпизодах царит дух отрешенности от мирской суеты, хотя не всегда при этом используются формы церковной музыки. Этим моментам противопоставляются эмоционально насыщенные сцены, в которых раскрываются страдания Анжелики. Но даже в них нет драматизма – только тихая скорбь: все, что могло произойти, уже произошло – героине остается только смириться с этим. Финал оперы выдержан в просветленных тонах, а его величественное звучание напоминает мессу.
На премьере «Сестры Анжелики» и других опер триптиха, состоявшейся в 1918 г. в Метрополитен-опера, Пуччини не был, зато он посетил римскую премьеру, состоявшуюся годом позже. В дальнейшем части триптиха в большинстве театров ставились отдельно, и «Сестра Анжелика» уступала в популярности «Джанни Скикки» и «Плащу». Российская премьера оперы состоялась в 2003 г. в Мариинском театре.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев