Мейербер опера "Гугеноты"«Чудовищное попурри, сентиментально-надувательская мешанина», – так охарактеризовал Рихард Вагнер оперу Джакомо Мейербера «Гугеноты». Трудно сказать, чего в этом более чем резком суждении было больше – искреннего недовольства или проявления композиторской конкуренции, ведь именно благодаря этому произведению Мейербер стал признанным «королем оперы» в глазах современников. Впрочем, даже Вагнер – при всем своем неприятии творчества Мейербера – однажды признался, что был глубоко тронут четвертым актом «Гугенотов», да и уничижительное суждение его относилось не столько к музыке, сколько к либретто.

Это произведение композитор создавал по заказу дирекции парижского театра Гранд-опера. Для Мейербера это была первая опера на исторический сюжет (правда, в предыдущем его творении – «Роберте-Дьяволе» – среди персонажей был реально существовавший человек, нормандский герцог Роберт, но сюжет, насыщенный фантастикой, имел мало общего с историей, здесь же все было предельно реалистично). Внимание либреттистов Эжена Скриба и Жермена Делавиня привлекло литературное произведение, которое не так давно – в 1829 г. – было впервые издано и имело огромный успех, речь шла о романе Проспера Мериме «Хроника царствования Карла IХ». Драматурги взяли роман за основу либретто – но именно за основу, в сюжете не осталось практически ничего от литературного первоисточника, кроме исторической обстановки и мотива религиозной войны, раскалывающей семью: действие вращается вокруг событий Варфоломеевской ночи, а героиня погибает от руки отца (как в романе Мериме герой-католик погибает от руки брата-гугенота).

Во время пиршества в замке графа де Невера один из гостей – молодой гугенот Рауль де Нанжи с трудом терпит шутки гостей-католиков в адрес его единоверцев. Но не только это терзает его сердце: недавно он защитил прекрасную девушку от напавших на нее распутников и влюбился в красавицу с первого взгляда, но имя спросить не успел. Внезапно слуга сообщает Неверу, что некая дама прибыла для встречи с ним, и граф удаляется в часовню. Увидев гостью, Рауль узнает в ней свою возлюбленную – и решает вырвать из сердца любовь к ней. Рауль не знает, что это Валентина, дочь католика де Сен-Бри, которую принцесса Маргарита Валуа решила выдать за Рауля замуж, дабы положить конец вражде между католиками и гугенотами. Девушка не возражает против этого брака – ведь она полюбила Рауля, а к Неверу пришла, чтобы уговорить его расторгнуть их помолвку. Во время торжественного объявления о предстоящем бракосочетании Рауль с негодованием отвергает невесту, которую считает возлюбленной Невера, и ее отец граф де Сен-Бри клянется отомстить за оскорбление.

Валентина готовится к свадьбе с Невером, ее отец – к дуэли с Раулем, но Моревер – друг Сен-Бри – советует ему более безопасный способ расправиться с обидчиком – убийство, Моревер с верными людьми поможет ему сделать это, вовремя ввязавшись в поединок. Валентина, слышавшая этот разговор, передает его содержание Марселю – слуге Рауля. Когда католики во главе с Моревером следуют коварному плану, Марсель зовет на помощь солдат-гугенотов, пирующих в близлежащей таверне. Схватку между католиками и протестантами останавливает Маргарита Валуа, появившаяся в сопровождении королевской гвардии. Выясняется, что Марселя предупредила Валентина. Сен-Бри потрясен предательством дочери, Рауль счастлив, что Валентина любит его, Невер с нетерпением ждет свадьбы, девушка опечалена предстоящей свадьбой с нелюбимым. После свадьбы Рауль приходит к Валентине, чтобы попросить прощения за оскорбление – и становится тайным свидетелем совещания католиков во главе с Сен-Бри: они планируют перебить всех протестантов в эту ночь. Невер отказывается в этом участвовать – и его арестовывают. Рауль, несмотря на протесты Валентины, спешит в город – предупредить единоверцев об опасности. Валентине удается разыскать его во время резни. Теперь ничто не мешает им быть вместе – Невер убит собственными единоверцами, она свободна. Маргарита предлагает Раулю надеть белый шарф – опознавательный знак католиков – и отправиться с нею в Лувр, под защиту к Маргарите Валуа, но для Рауля такое спасение равносильно бесчестию. Появляется отряд католиков. «Кто здесь?» – вопрошает возглавляющий его Сен-Бри. «Гугеноты!» – гордо отвечает Рауль, следует ружейный залп. С ужасом видит Сен-Бри свою дочь среди убитых.

Такой сюжет располагал к созданию французской «большой оперы» с эффектными номерами и грандиозными хоровыми сценами. Историческую обстановку конкретизирует протестантский хорал XVI столетия – он звучит в увертюре и впоследствии не раз появляется в опере, характеризуя гугенотов. Суровый дух эпохи отражен и в воинственной песне «Погибель твоя решена» из первого акта, и в квартете с хором из второго действия, и в призывной песне солдат-гугенотов в третьем акте. Столкновения противоборствующих сторон разворачиваются в хоровых сценах. Параллельно развивается лирическая линия, связанная с образами Рауля и Валентины: романс Рауля в первом акте, сопровождаемый старинным инструментом – виолой д’амур, романс Валентины и дуэт лирических героев из четвертого акта. Присутствуют в опере и эффектные виртуозные номера – каватина пажа Урбана, ария Маргариты из второго действия.

Премьера «Гугенотов» состоялась в 1836 г. Спектакль, в котором были задействованы лучшие артисты труппы, стал истинным триумфом композитора. Покорив Францию, опера вскоре начала триумфальное шествие по Европе – правда, в католических государствах (или там, где не желали ссориться с католиками) в либретто вносились изменения – католиков и гугенотов заменяли на гвельфов и гибеллинов или на англикан и пуритан. Единственной страной, где оперу не приняли, осталась Германия, где в числе противников творчества Мейербера вообще и «Гугенотов» в частности был Роберт Шуман.

Все права защищены. Копирование запрещено