Соната № 9 наряду с Десятой была опубликована в 1799 г., уже после появления «Патетической». Однако эскизы Девятой сонаты были сделаны автором в 1795 г., к тому же обе сонаты – подобно Пятой, Шестой и Седьмой – композитор посвятил баронессе Йозефе фон Браун. Не исключено, что оба произведения Бетховен создал значительно раньше их публикации – еще до создания «Патетической» – и они стоят ближе к его ранним сонатам. В них нет возвышенного пафоса Сонаты № 8, в них ярче выражено лирико-бытовое начало.

О сонате № 9 ми мажор нередко говорят как о произведении малозначительном, однако, она обладает несомненными достоинствами. В ней присутствует характерная для Бетховена внутренняя контрастность музыкальных образов – и это позволило современникам видеть в произведении «диалог влюбленных» или столкновение «просящего и противящегося начал» (впрочем, самому композитору подобные интерпретации были не по душе). Но эта контрастность не становится источником мрачного драматизма или трагедийности – это упоение жизнью во всем ее многообразии, когда романтическая приподнятость чувств соседствует с юмором. Контрастность композитор усугубляет, «играя» стилями: в сонате присутствует и полифония, и гомофонно-гармоническая фактура. Это многообразие «сцен», в целом не присущее творениям Бетховена, тем не менее, подчиняется строгой логике развития, устремленного к финалу.

Весьма необычно построен трехчастный цикл ми-мажорной сонаты: для первой части – Allegro – композитор избирает не традиционную сонатную форму, а рондо-сонату. Ее первая тема, приобретающая значение рефрена, движется по квартам, перекликаясь с ля-мажорной фугой из первого тома баховского «Хорошо темперированного клавира». Отсылает к Баху и гармоническая последовательность, весьма часто применявшаяся им. Тема сменяется стремительными пассажами, которые переводят в совершенно иную стилистическую область – возникает вторая тема главной партии, напоминающая бесхитростную песню с «запевом» и дважды повторяющимся «припевом». Особую лиричность придают ей восходящие секстовые ходы, уравновешиваемые поступенным нисходящим движением. Таким образом, в структуре главной партии реализован стилевой контраст (полифония – гомофония). Оттенок вносит си-минорная связующая партия с ее напряженными гармоническими сочетаниями, а в побочной вновь сопоставляются гомофония и полифония, которая делает еще более «жесткой» хроматизированную тему. Ей противопоставляется вторая тема побочной партии, выдержанная – как и вторая тема главной – в песенном духе. Парадоксальным образом первая тема побочной партии интонационно связана со второй темой главной, а вторая – песенная тема – с первой темой главной партии. Сдвиг в побочной партии отмечен маршевыми чертами, но марш этот комический. Заключительная партия наделена гимническими чертами. Тема-рефрен завершает экспозицию, подводя к эпизоду, интонационно родственному первой теме побочной партии. Репризе предшествует предыкт на теме рефрена. Реприза отмечена варьированием рефрена – его сопровождают и пассажи, и «барабанный бой» из марша, и фактура сопровождения эпизода. Динамизируется и связующая партия, побочная же сохраняет свой характер, появляясь в основной тональности. Рефрен вновь проводится в коде.

Вторая часть – Allegretto – менуэт со всеми его классическими чертами: трехдольность, сдержанный темп, трехчастная форма с трио. Однако обычно менуэт в сонатах писался в основной тональности, здесь же – в одноименной, благодаря чему он приобретает функцию медленной части. Наряду с менуэтом как таковым в ритме присутствуют и черты сицилианы. Вторая часть исполнена энергии: постепенно нарастающая в душе страсть в конечном итоге выливается в утверждении мажорного лада в трио. Оно выглядит нарочито простым: тональность до мажор, трехголосная фактура, ритмическое движение преимущественно ровными четвертями, простая структура мелодии (скачки с последующим заполнением). Материал трио возвращается после репризы – в коде.

Третья часть – Rondo, Allegro Commodo – многим музыковедам, включая и Вильгельма Ленца, представлялась «неинтересной», высказывалось даже мнение, что угадать в ней руку Бетховена невозможно. Однако отсутствие глубины в этом рондо является органичной частью целого: легкость и игривость финала противопоставляется углубленности и страстности двух предыдущих частей. В третьей части немало перекличек с первой, но все представляется «облегченным» – например, первая тема напоминает рефрен из первой части, но этой мелодии придан ритм тарантеллы. Рефрен финала, тоже написанного в форме рондо-сонаты, состоит из двух тем – как и в первой части, но они не контрастируют, а дополняют друг друга. Импровизационный центральный эпизод насыщен бурными пассажами. Рефрен при последнем проведении варьируется и разрастается.

Соната № 9 являет собою разнохарактерную, но очень «стройную» картину жизни со всеми ее простыми радостями.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено