Бела Барток. Струнный квартет № 3Струнный квартет № 3 – одно из наиболее сложных произведений Белы Бартока. Примечателен он и своей небольшой протяженностью – из шести квартетов композитора это самый короткий, продолжительность его звучания не превышает семнадцати минут. Между этим сочинением и предыдущим струнным квартетом прошло десять лет, квартеты имеют и общие черты, и различия. В Третьем квартете композитор обращается к приемам, найденным во Втором, но если в Квартете № 2 они появлялись в наиболее напряженных моментах, то в Квартете № 3 они составляют основу музыкальной ткани. По мнению Теодора Адорно, это сочинение является кульминационным моментом творчества Бартока. Другие исследователи усматривали в нем окончательный разрыв с романтизмом, возрастающую роль «рассудочности», говорили даже о том, что содержание такой музыки сложно в полной мере постичь не только при восприятии на слух, но и при чтении партитуры.

В отличие от Второго квартета, в Третьем нет ни кантиленности, ни скерциозности, которые все-таки встречалась в предыдущем квартетном сочинении, ни эпизодов, в которых подчеркивается тональная основа. Весьма показателен отход от национальных истоков, который можно наблюдать в Струнном квартете № 3, хотя некоторая связь с ними еще сохраняется.

В лаконичном Третьем квартете Бела Барток отказывается от традиционной для данного жанра циклической структуры и создает одночастное произведение. В его форме проявляется стремление композитора к симметричности композиционных конструкций, которые приобретают полную завершенность. Квартет состоит из двух контрастных разделов, причем в конце второго возвращается музыкальный материал первого, а кода основывается на материале второго. Таким образом, в двухчастной структуре вырисовываются четыре раздела. Сонатности композитор избегает, отдавая предпочтение свободной смене звуковых конструкций.

Первый раздел одночастного квартета – Moderato – основывается на предельно кратком тематическом зерне. Оно представляет собой мотив, в котором восходящая чистая кварта сменяется нисходящей малой терцией. В процессе развития этот мотив проводится в различных тональностях, подвергается многообразным трансформациям, проходит в имитациях в различных пластах фактуры – по сути дела, из него вырастает вся линеарно-контрапунктическая музыкальная ткань первого раздела. Впрочем, временами исчезает какой бы то ни было намек на тематизм – музыкальная ткань превращается в сочетание «возгласов» и «звуковых пятен», в котором невозможно усмотреть связь с тематическим зерном. В динамическом плане преобладает тихое звучание, вносящее оттенок сумрачности, но время от времени вторгаются «тяжелые» аккорды с резкими политональными созвучиями. Форма Moderato строится весьма свободно: краткие эпизоды сменяют друг друга, не повторяясь, и только в конце раздела возвращается начальное тематическое ядро, которое здесь излагается предельно просто, приобретая диатонический склад – и даже приобретая некоторое сходство с венгерской крестьянской песней. Впрочем, эта мимолетная «перекличка» с национальным музыкальным фольклором является в первом разделе Третьего квартета исключением, а не правилом. В большей степени эта связь проявляется во втором разделе – Allegro.

Второй раздел характеризуется более традиционной ладовой основой и обладает более четкой формой, чем первый. Он построен на чередовании двух мелодий. Обе они имеют танцевальную природу и родственны народным танцам, но звучат при этом весьма зловеще (это скорее «пляска смерти», чем народный танец). Эти мелодии чередуются, варьируются, объединяются в разнообразных сложных контрапунктических сочетаниях. Они одновременно и похожи друг на друга, и различны. Сходство их проявляется в восходящем поступенном движении, а различие – в ладовой окраске: первая мелодия более диатонична, во второй присутствует колорит дорийского лада. Не только ладовые черты подчеркивают связь с фольклором, но и изложение мелодий: трели в органных пунктах, частое использование приема пиццикато, имитирующего звучание струнно-щипковых инструментов. Центральным моментом развития становится зловещее фугато на материале второй темы. Колорит музыки еще более омрачается по мере приближения к репризе первого раздела: возникают секундовые и тритоновые созвучия, резкие акценты. Реприза раздела Moderato сокращена и трансформирована: тематические элементы преобразуются кардинально. Мрачные образы, возникшие во втором разделе, возвращаются в коде. Неудержимое движение в нарастающей динамике завершается диссонирующими аккордами. Такой финал представляется безрадостным: враждебные человеку силы безраздельно властвуют в мире, человек не находит даже проблеска надежды.

 

Все права защищены. Копирование запрещено