(1908-1987)

Анатолий Иванович ОрфеновРусский тенор Анатолий Иванович Орфенов появился на свет в 1908 г. в Рязанской губернии. Будущий певец был одним из восьми детей священника, служившего в селе Сушки. Развлечений в сельской глуши было немного – любительские спектакли на Рождество и граммофон, который заводили только по праздникам. Особенно нравился мальчику Леонид Собинов – Анатолий испытывал желание подражать этому певцу.

Анатолию Орфенову было двенадцать лет, когда умер его отец. Тяжелое положение семьи усугублялось тем, что дети священников тогда были лишены права на высшее образование. Однако в двадцатилетнем возрасте молодому человеку удалось стать студентом вечернего музыкального техникума в Москве. Его наставником в искусстве вокала стал Александр Акимович Погорельский.

Свой творческий путь Орфенов начал в 1933 г. в качестве хориста в Оперной студии, которую возглавлял Станиславский. Не сразу молодой человек решился сказать своим родственникам о работе в театре – все-таки глубоко религиозные люди могли этого не одобрить, но беспокоился он напрасно: когда он все же рассказал матери, что работает в оперной студии, она была удивлена только тем, что он не солист. Впрочем, хористом он оставался недолго: его давний кумир Собинов – вокальный консультант в студии Станиславского – обратил внимание на его прекрасный голос. Под руководством Собинова Орфенов выучил партии Эрнесто («Дон Паскуале») и Ленского, удостоившись одобрения со стороны великого певца.

Немало внимания уделил молодому исполнителю и Станиславский. Певец был благодарен великому режиссеру, научившему его актерской игре. Благодаря урокам Станиславского Орфенов покорял публику не только красотой голоса, но и убедительностью, естественностью сценического поведения. В театре Станиславского певец пел Лыкова, Альмавиву, Бахши в «Дарвазском ущелье» Льва Степанова. Очень интересной была работа над партией Герцога Мантуанского. В балладе Герцога режиссер поставил перед неопытным певцом нелегкую задачу: он должен был находиться в центре сцены, но Константин Сергеевич научил его, как избежать «сценических пустот» в подобных моментах – время исполнения баллады было заполнено множеством физических действий, Герцог обходил вокруг стола, переглядываясь и чокаясь с каждой дамой. Столь же интересно был решен дуэт: Герцог прячет под плащом цветы и по одному передает их скрывающейся за окном Джильде, стараясь выманить девушку из дома.

После смерти Станиславского его театр был объединен с другим, возглавляемым Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Под руководством этого режиссера Анатолий Иванович выступил в партии Париса в оперетте «Прекрасная Елена» и в некоторых других спектаклях, и все же Немирович-Данченко по своим творческим принципам несколько отличался от Станиславского, «воспитавшего» Орфенова, и этот «диссонанс» порождал ощущение творческой неудовлетворенности. Он ищет другие «точки приложения» своим силам, первой из них становится в 1940 г. Государственный ансамбль оперы СССР, возглавлял который Иван Семенович Козловский. В этом коллективе был взят курс на «звучание, а не зрелищность», эта идея воплотилась в концертном представлении опер. В ансамбле Козловского Орфенов пел Вертера, Беппо в «Паяцах», Моцарта.

В 1942 г. Орфенов становится артистом Большого театра. В эпоху, когда в теноровом репертуаре безраздельно царили Лемешев и Козловский, лирическому тенору нелегко было заявить о себе, но Орфенову это удалось. Он редко выступал на премьерах, но прочно занял место во «втором эшелоне», нередко заменяя Лемешева.

Одной из лучших ролей Орфенова стала партия Вашека в «Проданной невесте» – Большой театр ставил эту оперу Сметаны в честь тридцатилетия Чехословацкой республики, а в русском репертуаре лучшими его ролями были Ленский и Юродивый. Он пел Индийского гостя, Берендея, Синодала, Лыкова – впрочем, последнюю роль певец не любил, как и многие отечественные оперы, создававшиеся в советскую эпоху, но он все же выступил в «Великой дружбе» Мурадели. К счастью, участие в этой печально известной опере не отразилось на судьбе исполнителя. Немало было в репертуаре Орфенова западноевропейских опер. Он поставил рекорд, сто семь раз исполнив роль Альмавивы.

Вскоре после смерти Сталина начинается «кадровая чистка», и Орфенов, почувствовав себя в Большом театре нежеланной персоной, по собственному желанию покидает его. Дальнейшая творческая деятельность певца связана с Радио, где он выступает как солист и возглавляет вокальную группу. Выступает он и как камерный певец, исполняя романсы Глинки, Гурилева, Даргомыжского, а также редко исполняемые романсы Танеева.

С 1950 г. певец преподавал в Институте им. Гнесиных. Великих имен среди его учеников не было, но он сумел дать «путевку в жизнь» многим студентам, которых не брали другие преподаватели, считая безнадежными. Впоследствии певец преподавал в Каире и Братиславе.

В 1963 г. Орфенов возвратился в Большой театр и несколько лет возглавлял оперную труппу. В 1985 г. из-за пошатнувшегося здоровья Анатолий Иванович прекращает творческую и преподавательскую деятельность. Певец ушел из жизни в 1987 г.

Творческое наследие Анатолия Орфенова составляют не только записи, но и книги, в частности «Творчество Собинова».

 

Все права защищены. Копирование запрещено