(1834–1886)
Амилькаре Понкьелли – композитор с парадоксальной судьбой: автор произведений, признанных при его жизни, в истории итальянской музыки он остался создателем одной оперы (подобно тому, как имя Руджеро Леонкавалло связывается с «Паяцами», имя Понкьелли неизменно ассоциируется с оперой «Джоконда»). Впрочем, не будь Понкьелли, быть может, мы бы не могли сегодня наслаждаться такими операми, как «Сельская честь», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Богема» – ведь именно у него обучались Пьетро Масканьи и Джакомо Пуччини.
Родина композитора – Падерно-Фазоларо, коммуна, расположенная недалеко от Кремоны. Будущий композитор появился на свет в семье владельца лавки, однако торговыми делами деятельность его отца не ограничивалась: одновременно он исполнял обязанности органиста в местной церкви, и именно он стал для сына первым учителем музыки. Обучение было настолько успешным, а талант мальчика настолько очевидным, что в девятилетнем возрасте Амилькаре удостоился стипендии, позволившей ему обучаться консерватории в Милане, где наставником его стал композитор Альберто Маццукато. Уже на втором году обучения юный музыкант создал симфонию.
Понкьелли было двадцать лет, когда он завершил обучение в Милане. Начало его карьеры не выглядело многообещающим: место органиста в одной из церквей Кремоны, позже – служба в Пьяченце в качестве военного капельмейстера, однако это позволило приобрести композиторский опыт. В эти годы он создал более двух сотен различных сочинений, предназначенных для духовых инструментов (в соответствии со спецификой работы военного капельмейстера), в том числе – первый в истории музыки Концерт для эуфониума (теноровой трубы), пятнадцать вариаций на тему популярной в то время песни «Венецианский карнавал», а также множество маршей – и траурных, и торжественных. Однако мечтой Понкьелли была карьера оперного композитора. Первый шаг к осуществлению этой мечты был сделан еще в консерватории, в 1851 г., когда композитор написал оперу в соавторстве с тремя соучениками, но настоящий оперный дебют состоялся в 1856 г.: Понкьелли создал оперу «Обрученные» по одноименному произведению Алессандро Мандзони. Премьера состоялась в Кремоне, но оперу ожидал прохладный прием. Две оперы, созданные в последующие годы – «Савоярка» (1861 г.), «Родерих, король готов» (1863 г.) тоже не прославили композитора. В 1865 г. неудачей окончилась попытка занять профессорскую должность в Миланской консерватории. Эта череда неудач привела к снижению творческой активности.
Переломный момент в судьбе Понкьелли наступил в 1872 г. Понькелли подверг радикальной переработке первую из своих опер, и постановка новой редакции «Обрученных» в миланском театре Dal Verme принесла ему успех. Издательство «G. Ricordi & Co.» заказало ему оперу «Литовцы» (либретто основывалось на поэме Адама Мицкевича «Конрад Валленрод»). Работа над ней продвигалась медленно, поскольку композитор стремился к тщательной отделке деталей, а затем и вовсе отложил оперу, переключившись на создание комического балета «Близнецы», успешная премьера которого состоялась в 1873 г. В том же году он создал весьма необычное для своего времени произведение – одноактную оперу «Вечный говорун», являющую собой один из самых ранних образцов монооперы (в ней задействован лишь один певец – баритон).
Премьера «Литовцев» состоялась в 1874 г. В том же году знаменательное событие произошло в личной жизни композитора – его супругой стала певица Терезина Брамбилла. Через несколько лет именно она исполнила роль Лины в обновленной версии оперы «Савоярка». Их сын Аннибале впоследствии стал музыкальным критиком и композитором, однако на этом поприще не достиг таких высот, как отец.
Истинным «звездным часом» стало для Амилькаре Понкьелли создание оперы «Джоконда» по пьесе Виктора Гюго в 1876 г. – и не только потому, что ее премьера была триумфальной. Это была не единственная опера Понкьелли, имевшая успех при жизни композитора – но ей было суждено стать единственным его творением, которое продолжает ставиться в различных театрах мира спустя более чем столетие после его создания.
В 1880 г. Понкьелли стал профессором Миланской консерватории. В том же году состоялась премьера оперы «Блудный сын» в «Ла Скала». Произведение имело успех, но вскоре было изъято из репертуара. Некоторые произведения, начатые в то время – оперы «Ольга», «Валенсианские мавры» – не были завершены. Но если творческая активность композитора в то время снизилась, то слава определенно росла, в том числе за пределами Италии. В 1884 г. Понкьелли побывал в Санкт-Петербурге, где представлялись два его творения – «Литовцы» (под заглавием «Альдона») и «Джоконда».
В конце жизненного и творческого пути Понкьелли вновь обратился к творчеству Гюго – его последним завершенным сочинением стала опера «Марион Делорм», основанная на одноименной пьесе французского писателя. Композитор ушел из жизни в 1886 г. Много лет спустя после его смерти итальянский композитор Артуро Кадоре завершил его оперу «Валенсианские мавры», и в 1914 г. она была поставлена.
Итальянская коммуна, где родился композитор, переименована в его честь – ныне она носит название Падерно-Понкьелли. Именем одной из героинь «Джоконды» – лучшей оперы композитора – назван астероид главного пояса Лаура.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев