Время создания ранних камерно-инструментальных сочинений Александра Порфирьевича Бородина зачастую невозможно точно установить. Относится это и к Струнному квинтету фа минор, но он определенно был написан раньше Фортепианного квинтета – более совершенного. Произведение примечательно опорой на традиции русского бытового музицирования, которые проявились в данном сочинении очень ярко (в этом плане среди ранних произведений Бородина с фа-минорным Квинтетом можно сопоставить только Струнное трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»). Правда, черты итальянской кантилены тоже можно усмотреть в музыкальном языке Квинтета, но все-таки русское начало остается преобладающим. Некоторые признаки свидетельствуют о влиянии творчества Михаила Ивановича Глинки. Фа-минорный струнный квинтет примечателен не только ярко выраженными национальными чертами. Это первый в творчестве Бородина случай появления четырехчастного сонатного цикла, имеющего традиционное строение (сонатное allegro, медленная часть, менуэт, финал в быстром темпе). Музыкальная драматургия произведения построена на сопоставлении двух основных образных сфер. С одной стороны, это взволнованные, несколько сумрачные темы, с другой – мелодии светлые, иногда спокойные, иногда эмоционально приподнятые. Для всех частей цикла характерно сопоставление минорных и мажорных тем, и этот ладовый контраст играет очень важную роль в развитии музыкального материала в Квинтете.

Как воплощается этот образный контраст в каждой части? В первой – Allegro con brio – средоточием противоположных образов становятся партии экспозиции, что вполне естественно для сонатной формы. Главная партия – печальная и беспокойная, с многочисленными жалобными интонациями – приобретает особую взволнованность благодаря аккордовой пульсации в фортепианной партии. Ей противопоставляется светлая побочная партия в мажорном ладу. Поначалу она выглядит очень сдержанной и мужественной, по мере дальнейшего изложения приобретает воодушевленность, а затем смягчается и становится умиротворенной (интонации этой темы предвосхищают дуэт Владимира Игоревича и Кончаковны из оперы «Князь Игорь», а также побочную партию первой части Квартета № 1). При всем различии в облике главной и побочной партий их объединяет одно общее качество – напевность, которой контрастируют краткие мотивы скерциозной, ритмически оживленной связующей. Побочная партия непосредственно переходит в заключительную (четкой границы между ними провести нельзя). Широкие ходы лирической мелодии сочетаются с плагальными гармоническими оборотами на фоне тонического органного пункта. В разработке композитор использует все темы, но не в одинаковой степени. От побочной остается лишь начальное восьмитактовое построение, возникающее в момент затишья. На первый план выступает скерциозность связующей партии. Своеобразный колорит создают кварто-секундовые созвучия. Тональный план разработки, в основном, не выходит за пределы тональностей, широко представленных в экспозиции – фа минор, ля-бемоль мажор. В репризе музыкальный материал не претерпевает значительных изменений, но в побочную партию вводится кульминационный эпизод из разработки, контрастирующий ее умиротворенной лирике.

Часть вторая – Andante ma non troppo – это вариации в традициях бытового музицирования той эпохи, напоминающие Трио на тему песни «Чем тебя я огорчила». Принципиальное различие заключается в том, что здесь композитор не использует какую-либо народную песню, а создает оригинальную тему, но она по складу близка образцам русского городского фольклора (ладовая переменность, характерные мелодические обороты с опорой на квинтовый тон). Сочетание мажора и минора в самой теме не позволяло (в отличие от струнного трио) строить развитие на ладовом контрасте, и варьирование сводится в основном к расцвечиванию темы фигурациями при сохранении ее структуры.

Третья часть интересна сочетанием ритма менуэта и лирической взволнованности мелодических интонаций. В основной теме, имеющей четкую периодическую структуру, танцевальное начало подчеркивается ритмическим «притопыванием» в басу. В лирическом трио кантиленная мелодия, излагаемая альтом, сопровождается пиццикато скрипок, напоминающим звучание гитары, и виолончельной фигурацией.

Финал – Prestissimo – образно и интонационно близок первой части, но более активен. Главная и побочная партии в равной степени стремительны, их отличает возбужденность, но нисходящие секунды придают побочной некоторую мягкость. Связующая партия напоминает русскую плясовую. Она повторяется после всех тем экспозиции – главной, побочной, заключительной – приобретая значение рефрена. В разработке главную роль играет контрапунктическое совмещение тем, а в ладовом отношении развитие идет от мажора к минору. Таким же направлением развития отмечена и реприза.

Все права защищены. Копирование запрещено