Творчество Сергея Васильевича Рахманинова находится в парадоксальном соотношении с балетным искусством. Ни одного балета композитор не создал (правда, он начинал работать над музыкой к балету «Скифы» для Александра Алексеевича Горского, но этот замысел так и не был реализован, а музыкальный материал впоследствии был задействован в «Симфонических танцах»). Однако сочинения, которые создавались композитором для концертного исполнения, не раз становились источником вдохновения для хореографов. Мы расскажем о балете Леонида Михайловича Лавровского «Паганини» – хореографическом воплощении «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова.
Следует заметить, что Лавровский не был первым балетмейстером, обратившим внимание на это произведение. В 1937 г. им заинтересовался Михаил Михайлович Фокин. Рахманинов против создания балета не возражал и даже предложил сценарий, основанный на легенде, окружавшей имя Никколо Паганини еще при жизни скрипача: якобы великий музыкант продал душу дьяволу, за что получил и небывалый исполнительский талант, и власть над женскими сердцами. Фокин работал над балетом с большим интересом – он вникал в подробности жизни Паганини, интересовался, какое отношение имеет к нему католический гимн Dies irae, который Рахманинов цитировал в своей Рапсодии, и даже осваивал приемы скрипичной игры, чтобы в большей степени прочувствовать образ главного героя.
Тем не менее, сюжет балета хореограф выстроил по-иному – не так, как предложил Рахманинов. В пяти эпизодах представлялись сцены из жизни Паганини, относящиеся к разным периодам его жизни.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев