Из пяти фортепианных концертов французского композитора Камиля Сен-Санса наиболее известен Второй. Русской публике он особенно дорог и близок еще и потому, что к созданию его композитора подтолкнула дружба с нашим знаменитым соотечественником. В 1867 г. русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн гастролировал в Париже, и именно в это время познакомился он с Камилем Сен-Сансом. Эта встреча стала началом долгой дружбы. Весной следующего года Рубинштейн попросил французского коллегу посодействовать ему в организации концерта во французской столице, на котором Антон Григорьевич мог бы выступить в качестве дирижера. Сен-Санс не только с готовностью взялся помочь другу с организацией этого музыкального мероприятия, но и выразил готовность создать произведение, премьера которого украсила бы собою концерт – благо, времени на это было достаточно: как выяснил Сен-Санс, арендовать концертный зал Плейель можно было через три месяца, а подходящее для подобного случая сочинение он как раз обдумывал – и это был фортепианный концерт.

Новизна композиторского мышления ощущается с самого начала первой части – Andante sostenuto. Нечто скорбное и возвышенное слышится во вступлении, открывающем ее – оно заставляет вспомнить об органных фантазиях Иоганна Себастьяна Баха. Но вот бурные пассажи и колкие акценты настраивают сознание слушателя совершенно на иную «волну». Главная партия – своеобразный «привет» ученику от учителя: в этом качестве автор использовал мелодию из мотета, который в качестве студенческой работы написал его ученик Габриэль Форе. Однако мелодия Форе очень органично влилась в концерт Сен-Санса. Драматические, ораторские интонации сменяются эпизодом, исполненным грации. В первой части немало технически сложных моментов – пассажи, стремительно «пробегающие» терции и сексты, но все это не производит впечатления «техники ради техники», композитор последовательно придерживается принципа, высказанного им однажды: «Соло в концерте есть роль, которая должна быть задумана и представлена как роль драматического персонажа».

Весьма оригинально поступает композитор во второй части – Allegro scherzando. Традиционно вторая часть в концертах бывает медленной, но Камиль Сен-Санс в данном случае нарушил эту традицию, вместо обычного Adagio создав скерцо. Игривая грациозность заставляет вспомнить об изначальном значении слова скерцо – «шутка», в этой музыке мы действительно можем услышать нечто шутливое, но юмор этот подается слушателю с истинно французским изяществом. Композитор остроумно сопоставляет тембры – фортепиано, струнные, духовые, сменяется ритм и фактура, стремительно «пробегают» графически четкие фортепианные пассажи. В музыкальной ткани этого изящного и игривого скерцо нет ни одной лишней детали, которая могла бы утяжелять ее (примечательно, что на премьере эта часть Концерта полюбилась слушателям больше всего.

Время, за которое был создан Второй фортепианный концерт Сен-Санса, поражает воображение – композитору потребовалось для этого всего семнадцать дней. Мировая премьера произведения состоялась в мае 1868 г. Как и предполагалось, дирижировал Рубинштейн, а солировал сам композитор. К сожалению, «рекордные сроки» создания и репетиций не лучшим образом отразились на исполнении: Сен-Санс не успел в полной мере выучить собственное произведение, и особого успеха оно не имело (правда, одна из частей – Скерцо – все-таки сразу была благосклонно принята публикой). Но не самая удачная премьера не отразилась на последующей судьбе Концерта.

В финале – Presto – главную роль играет ритм тарантеллы. Опираясь на ритм итальянского танца, Сен-Санс использует небольшую цитату из известного сочинения итальянского композитора – он в ускоренном темпе обыгрывает триольный мотив из арии Фигаро, звучащей в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини. Еще более остроумную «шутку» позволяет себе композитор в разработке: на хоральное звучание духовых наслаиваются жизнерадостные трели и акценты, а следующие за этим октавы и аккорды фортепиано напоминают удары колокола – духовное и мирское оказываются неразрывно слитыми.

В скором времени с партитурой Концерта ознакомился Ференц Лист. В его письме к автору содержались некоторые критические замечания, но в целом он положительно оценивал сочинение Сен-Санса, говоря о новаторстве композитора в области музыкальной формы, единстве замысла и пианистических эффектов. Не менее восторженно отзывался о Концерте Петр Ильич Чайковский, отмечавший красоту, изящество и свежесть этого произведения, «богатого прелестными деталями». И по сей день – Концерт для фортепиано с оркестром № 2 остается одним из наиболее часто исполняемых творений Камиля Сен-Санса.

Все права защищены. Копирование запрещено.