90 лет пермскому балету – такой юбилей отмечался 24 и 25 сентября двумя торжественными гала-концертами на сцене Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Впрочем, балетная труппа театра, имеющая мировую известность, к этой дате отношения не имеет.

Сцена из балета «Лебединое озеро»
Если люди обычно убавляют свой возраст, то событиям историческим добавить несколько десятков лет не считается зазорным. Юбилейный буклет гласит: «Датой рождения Пермского балета принято считать 2 февраля 1926 года. В этот день на сцене городского театра состоялась (или должна была состояться) премьера двухактного спектакля «Жизель» композитора Адольфа Адана в исполнении учащихся местной хореографической студии». Далее с похвальной честностью сообщается, что сведений о том, состоялся обещанный спектакль или нет, найти не удалось. Кроме того, самодеятельное творчество никогда не суммировалось с профессиональным. А профессиональная труппа в Перми появилась только после открытия в городе хореографического училища, «отпочковавшегося» от эвакуированного туда в годы Великой Отечественной войны Ленинградского хореографического училища (ныне – Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).
Условность юбилейной даты не помешала событию стать масштабным праздником для города, где любят балет. Гала-концерты начались с документального фильма «Эвакуационный роман» режиссера Бориса Караджиева. Здесь была и дань памяти, и оценка вклада ленинградцев в рождение – подлинное рождение – пермского балета. Связи же городов на Неве и Каме до сих пор неразрывны. Сейчас на посту главного балетмейстера театра – Алексей Мирошниченко, дважды выпускник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, закончивший обучение там и как исполнитель (танцевал в Мариинском театре), и как балетмейстер.

Сцена из балета «Лебединое озеро»
Мирошниченко молод, энергичен, целеустремлен. У него просматриваются две основные цели: сохранение классического наследия и создание новой хореографии. И в достижении обеих он преуспел.
Показанный второй акт из балета «Лебединое озеро» в редакции Мирошниченко не дал представления о концепции спектакля в целом, но позволил судить, что при бережном отношении к хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского возможен собственный взгляд.
В сцене бала Мирошниченко сгущает атмосферу чародейства. Участники сюиты характерных танцев являются свитой злого волшебника Ротбарта. Именно он, лишенный повадок хищной птицы и похожий на жестокого восточного владыку, правит танцевальной стихией. В результате жизнерадостные танцы не стали развлекательным дивертисментом, как это порой бывает в «Лебедином». В яркости праздничной энергии непостижимым образом звучит угроза, которая перерастет в агрессию толпы, наступающей на Зигфрида, нарушившего клятву верности.
Сцена пермского театра маленькая, что создает определенные трудности при постановке таких больших балетов, как «Лебединое озеро». Мирошниченко, привыкший к масштабам Мариинки, умудряется создать видимость простора и многолюдья за счет грамотного расположения актерских групп и сложных траекторий массового танца.
Завершало программу гала-концерта отделение из десятка разнообразных номеров классического наследия западной и

Миниатюра «Умирающий лебедь» в хореографии А. Мирошниченко. Исполнители Инна Билаш и Никита Четвериков
советской хореографии. Три номера принадлежали Алексею Мирошниченко («Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова, «Я тебя не люблю» на музыку Курта Вайля и «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса). При концептуальной разности у работ есть общие черты: это дуэты, где главная тема – отношения женщины и мужчины. Есть у Мирошниченко еще одна особенность: пластика его хореографии красива, что редко можно увидеть на современной сцене.
Пермская труппа имеет своих звезд, некоторых из них знают в стране. Ведущие солисты Инна Билаш и Никита Четвериков, лауреаты многих престижных наград, обрели популярность благодаря телевизионному проекту «Большой балет». Станцованные партнеры хорошо смотрелись в хореографии Баланчина и Мирошниченко, а в партии Одиллии Билаш удивила полным отсутствием эмоций. Одиллия же у Полины Булдаковой вполне удалась: сложился образ роковой соблазнительницы, прекрасной femme fatale, и техника не подвела – девушка была единственной, кто без помарок сделал фуэте.
Звезды, безусловно, важны, но еще важнее, что есть достойные исполнители разных амплуа и крепкий кордебалет. Пермская труппа на подъеме. В прошлом сезоне прошли успешные гастроли в Петербурге, и не секрет, что петербургские зрители хотели бы увидеть спектакли пермяков снова.
Пермь – Санкт-Петербург
Фотографии предоставлены пресс-службой
Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев