Яна Иванилова

фото Сергея Шевченко

Одну из самых интересных программ сезона 2015/2016 гг. – «На берегах Невы» – показали 12 мая 2016 года в мемориальной квартире Святослава Рихтера Яна Иванилова (сопрано) и Ольга Макарова (фортепиано). В неё вошли редко исполняемые вокальные сочинения Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Николая Мясковского. Название программы объясняется тем, что все три автора – ученики петербургской композиторской школы. Все они были учениками Николая Андреевича Римского-Корсакова: Прокофьев и Мясковский – по консерватории, а Стравинский – как частный ученик. А Прокофьев и Мясковский были ещё и учениками Анатолия Лядова. Впервые эти три имени в одном концерте объединил Владимир Держановский ещё в 1914 году. Тогда все они однозначно воспринимались как модернисты. Хотя Мясковский никогда особо тесно не общался со Стравинским, но именно он написал первую восторженную рецензию на балет Стравинского «Петрушка», который шокировал всю столичную музыкальную критику. Мясковский считал, что развитие Стравинского логически закономерно, что без «Петрушки» не было бы «Весны священной». Когда же Стравинский стал лидером европейского неоклассицизма, его творчество стало чуждо Мясковскому.

Что касается Прокофьева, то его дружба с Мясковским трудно объяснима. Это были два совершенно разных человека, абсолютно не похожих друг на друга ни темпераментом, ни мироощущением. Если Прокофьев был ярко выраженным экстравертом, то Мясковский – интровертом. Он был старше Прокофьева на 10 лет. Мясковский был очень эрудированным в поэзии человеком – он вращался в высших поэтических кругах, был знаком с Вячеславом Ивановым (в 1907 году дневал и ночевал в его Башне), Сергеем Городецким и многими другими. Прокофьев же, по сравнению с Мясковским, в поэзии был мальчишкой. И тем не менее они дружили всю жизнь. Прокофьев сделал очень многое по пропаганде музыки Мясковского. А Мясковский говорил: «Я всегда знал, что этот маленький дерзкий змеёныш – гений» («змеёныш» – потому что Прокофьев был очень остр на язык и никому спуску не давал).

Выступление Яны Иваниловой в мемориальной квартире Святослава Рихтера не случайно. Она закончила аспирантуру у жены Рихтера, профессора Московской консерватории Нины Львовны Дорлиак, которая сама была выдающейся камерной певицей. До того Иванилова закончила теоретическое и вокальное отделения Российской академии музыки им. Гнесиных.

В разное время Яна Иванилова была солисткой Московского театра «Новая опера», сотрудничала с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». С 2008 года она является приглашённой солисткой Большого театра, с которым в 2010 году с успехом гастролировала в Ковент-Гардене. Выступала с концертами на сценах Большого зала консерватории и Международного Дома музыки в Москве, зала ЮНЕСКО в Париже, «Виктория холл» в Женеве, Вестминстерского аббатства в Лондоне, театра «Миллениум» в Нью-Йорке, «Студии Глена Гульда» в Торонто. Она сотрудничала с известными музыкантами, среди которых Е. Светланов, В. Федосеев, М. Плетнёв, А. Борейко, В. Минин, С. Сондецкис, Е. Колобов, А. Рудин, А. Любимов, Т. Гринденко, С. Стадлер, Р. Клеменчич, Р. Бонинг и др. Принимала участие в премьерах сочинений Л. Десятникова и в мировых премьерах восстановленных опер Б. Галуппи «Король-пастух», Дж. Сарти «Эней в Лацио», российской премьеры оперы Т. Траэтты «Антигона».

Репертуар певицы огромен и охватывает почти всю историю музыки. Это ведущие партии в операх Моцарта, Глюка, Перселла, Россини, Верди, Доницетти, Гретри, Пашкевича, Соколовского, Люлли, Рамо, Монтеверди, Гайдна, а также партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, 8-й симфонии Малера, «Колоколах» Рахманинова, Missa Solemnis Бетховена, Stabat Mater Дворжака и во многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра.

Особое место в творчестве Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе песенные монографические программы русских композиторов: П. Чайковского, Рахманинова, Метнера, Танеева, Глинки, Мусоргского, Аренского, Балакирева, Римского-Корсакова, Черепнина, Ляпунова, Гурилёва, Козловского, Шостаковича, Б. Чайковского, В. Гаврилина, В. Сильвестрова и др., а также мировой классики: Шуберта, Шумана, Моцарта, Гайдна, Вольфа, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Форе, Дюпарка, Де Фальи, Беллини, Россини, Доницетти. Я не знаю в России певицы, репертуар которой был бы более обширен, чем у Яны Иваниловой. Сейчас она является одной из самых востребованных в России камерных вокалисток. Она обладает красивым, полным, крепким и при этом подвижным и гибким сопрано, ровно звучащим во всех регистрах. При этом переход от регистра к регистру очень ровный, без потерь в качестве звука. Это свидетельствует о совершенной вокальной технике певицы. При таком обширном репертуаре Иванилова находит свои вокальные краски для самых разных стилей музыки.

Яна Иванилова

фото Сергея Шевченко

Эти качества Иванилова в полной мере продемонстрировал в рецензируемом концерте. Цикл «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Прокофьева имеет свою предысторию. Он был написан за четыре дня под впечатлением от исполнения Ниной Кошиц романсов Рахманинова. Два стихотворения – «Память о солнце» и «Сероглазый король» – из первого сборника Ахматовой «Вечер». Три стихотворения – «Солнце комнату наполнило…», «Настоящую нежность не спутаешь…», «Здравствуй!..» – из «Чёток». Здесь Иванилова сумела передать если не на все 100%, но всё же очень близко, жёсткость вокала раннего Прокофьева. Особо меня впечатлило исполнение «Сероглазого короля».

Оперная и, если брать шире, вокальная музыка занимают важное место в творческом наследии Сергея Прокофьева. Он любит этот жанр. Программа построена так, что показывает, насколько широки границы вокального творчества Прокофьева.

Четыре русские народные песни из ор. 104 написаны зрелым композитором в конце Второй Мировой войны в 1944 году. И Прокофьев, и Иванилова не пошли путем псевдорусской имитации – здесь сохранена интонация, но чувствуется авторское начало, особенно в фортепианной партии, играющей особо важную роль в этом цикле. Певица выбрала разные по настроению песни: и трагическую «Зелёную рощицу», и привычно звучащую в нарочито народном стиле «Катерину», и гротескного «Чернеца».

Две песни Игоря Стравинского, «Росянка» и «Весна» на слова Сергея Городецкого, сочинены молодым композитором и отражают его зарождающийся интерес к музыкальной архаике, развернувшейся в полной мере в «Весне священной», что удалось показать Иваниловой.

Первое отделение было очень интересным, но второе оказалось почти сенсационном! Мясковский всю жизнь по своей сути был симфонистом и никогда не испытывал большого интереса к вокальной музыке, хотя даже намеревался сочинять оперу. Его вокальные сочинения звучат настолько редко, что воспринимаются как новые. Два вокальных цикла отражают начало и зрелый период его творчества. Ранний «Мадригал» написан на стихи Константина Бальмонта, декадентского поэта, мимо которого не прошёл, наверное, ни один современный ему композитор. Иванилова так и исполнила этот цикл – томно и слегка манерно, в полном соответствии с настроем стихов.

Цикл «Из лирики Степана Щипачёва. 10 романсов для голоса и фортепиано» написан на стихи ну очень советского поэта. Устроители концерта пытались найти сведения об исполнении этого цикла, но не нашли их. Вероятно, появление его в этом концерте стало премьерой. Цикл великолепен и по стихам, и по музыке. И это было для меня большой неожиданностью. Стихи Щипачёва у меня ассоциировались с уничижительным упоминанием их в стихе Евгения Евтушенко: «Не пью. / Люблю свою жену. / Свою – я это акцентирую. / Я так по-ангельски живу – / чуть Щипачева не цитирую». Слушая этот цикл на слова Щипачёва, я обнаружил, что поэт на самом деле писал бесхитростные, простые, лиричные и очень чистые стихи о любви, от которых мы давно отвыкли. В них нет ни наворотов формы, ни приторной патоки Эдуарда Асадова. Зато есть искренность. Любовь, как и талант, – это «…новость, которая всегда нова». А Пушкин ставит любовь на первое место: «Из наслаждений жизни / Одной любви музыка уступает; / Но и любовь мелодия…»

Этот цикл был не только замечательно исполнен Иваниловой и Макаровой, но и пронизан искренностью. На бис они исполнили «Подсолнух» на стихи Щипачёва. Было бы очень хорошо, чтобы этот цикл Мясковского вошёл в репертуар вокалистов.

Хочу особо отметить великолепное исполнение фортепианных партий в этом концерте Ольгой Макаровой. Это был не аккомпанемент, а замечательное ансамблевое музицирование. А в русских народных песнях Прокофьева фортепианная партия оказалась даже более ярка, нежели вокальная.

Ольга Макарова закончила РАМ им. Гнесиных (класс В. Троппа и Г. Гордона), аспирантуру Московской консерватории им. Чайковского по классу В. Кастельского. Пианистка концертировала в городах России, в Японии, Германии, Израиле, Швеи?царии.

Вела концерт заведующая отделом музыкальной культуры Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Юлия Де-Клерк, комментарии которой были чрезвычайно информативны, содержательны и изложены весьма артистично.