Фредерик Шопен. Скерцо № 3 до-диез минорСкерцо № 3 до-диез минор создавалось Фредериком Шопеном в 1838-1839 гг., а издано произведение было в 1840. Им восхищался русский музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, именуя «архигениальной вещью». Во многом оно подобно Скерцо № 1 си минор: в нем тоже воплощаются образы трагедийного плана, а музыкальное выражение бурных чувств сопоставляется с фрагментами созерцательного характера. Не исключено, что драматизм его явился своеобразным преломлением впечатлений от мрачного монастырского замка на Мальорке. Однако Третье скерцо – в отличие от Первого – не завершается крушением всего, вместо катастрофы в его финале следует просветление и утверждение мужественных, активных настроений.

Как и многие иные крупные произведения Шопена, Скерцо до-диез минор сочетает в себе черты различных форм. Основу его структуры составляет рондообразность, но присутствуют в произведении и черты сонатной разработки, и трансформации тем.

Начало скерцо необычайно эффектно: внетональные хроматические интонации сменяются резко «вскрикивающими» в верхнем регистре аккордами. Подобный прием, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, был применен композитором и в двух предыдущих скерцо. Так в произведении с самого его начала устанавливается атмосфера трагедийности и даже некоторой воинственности, хотя здесь и нет жанровых элементов, располагающих к такому восприятию (например, маршевого ритма).

Первый раздел с его токкатным ритмом, развитием суровых интонаций, мощными октавными пассажами, неумолимым движением секвенций, властный характер которых не смягчается даже плагальными оборотами в гармонии, производит впечатление некой надвигающейся грозной силы, остановить которую невозможно.

Этому грозному образу противопоставляется второй раздел скерцо, исполненный лирического обаяния. Здесь в изобилии представлены такие характерные черты стиля Шопена, как ходы на терцовый или квинтовый тон, ломаные пассажи, излагаемые восьмыми. Менее типичной чертой является оттенок хоральности. Органные басы и регистровые контрасты создают яркую звуковую «картину», которая может ассоциироваться с богослужением в костёле – такой образ мог связываться для Шопена не столько с религиозными настроениями, сколько с воспоминаниями о далекой родной земле.

В репризе музыкальный материал не только повторяется, но и варьируется, приобретая более мрачную окраску благодаря колориту минорных тональностей (ми минор, фа-диез минор).

Развитие второй темы, напоминающей хорал, приводит к светлому звучанию в до-диез мажоре. Подобные просветленные завершения можно будет встретить впоследствии у Ференца Листа и Рихарда Вагнера, однако Скерцо № 3 Фредерика Шопена на этом не заканчивается: в светлые грезы вторгается реальность со всей своей жестокостью и действенностью. В гаммаобразных ступенчатых пассажах коды разрушается «светлое видение». Мужественным утверждением преображенных элементов темы первого раздела завершается произведение.

 

Все права защищены. Копирование запрещено