ВайнбергИмя композитора Моисея (Мечислава) Вайнберга (1919–1996) до недавнего времени было малоизвестно широкой публике, хотя он написал семь опер, двадцать шесть симфоний, около ста романсов и другие произведения, а также музыку к фильмам, в числе которых «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Афоня», и к мультфильмам, в частности, о Винни-Пухе.

Моисей Вайнберг родился в семье дирижёра и композитора еврейского театра Шмуэла Вайнберга (1883–1943) и актрисы еврейского театра на идише Сони Вайнберг (в девичестве — Карл; 1888–1943), в 1916 году переселившихся из Кишинёва в Варшаву. В 1939 году Моисей окончил Варшавскую консерваторию (класс фортепиано Ю. Турчиньского) и эмигрировал в СССР. Его семья, остававшаяся в Варшаве, позже погибла в концентрационном лагере Травники. В 1941 году Вайнберг оканчивает Белорусскую консерваторию (класс композиции В. Золотарева). В начале Великой отечественной войны эвакуируется в Ташкент, где поступает на работу в театр оперы и балета. Здесь он пишет Первую симфонию, которой суждено было сыграть особую роль в судьбе композитора. В 1943 году Вайнберг пересылает партитуру Шостаковичу с надеждой узнать его мнение. Ответом был организованный Дмитрием Дмитриевичем правительственный вызов в Москву. С тех пор Вайнберг жил и работал в Москве, а с Шостаковичем его связала дружба на всю жизнь. Когда в феврале 1953 года Моисей Вайнберг был арестован в связи с «делом врачей», ходатайство о его освобождении писали Дмитрий Шостакович и Николай Пейко. Освободили композитора после смерти И. В. Сталина и впоследствии реабилитировали. Вайнберг был удостоен звания Народного артиста РСФСР (1980) и награждён Государственной премией СССР (1990), но даже такая награда, самая высокая в стране, не помогла его музыке стать популярной при жизни. Вайнберг был убеждён в том, что его музыка, звучавшая в СССР всё реже и реже, после его смерти исчезнет из концертных залов.

Репертуарным композитором Моисей Вайнберг стал не так давно. Концертное исполнение его первой оперы, «Пассажирка» (1968), главные герои которой – бывшая узница концлагеря и её надзирательница, состоялось в 2006 году в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 2009 году в Англии прошёл фестиваль, приуроченный к 90-летию композитора, где были исполнены инструментальные сочинения, одноактная опера «Леди Магнезия» и «Реквием». Год спустя Теодор Курентзис на фестивале в Брегенце дирижировал первой постановкой «Пассажирки». После этого партитурами Вайнберга заинтересовались сразу несколько оперных театров: помимо «Пассажирки» внимание привлекли оперы «Портрет» и «Идиот». Музыка «неизвестного советского композитора» стала открытием для Европы.

ИдиотМариинский театр в рамках XXIV Музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» решил представить публике последнюю оперу Вайнберга «Идиот», написанную в 1986 году по одноимённому роману Ф. М. Достоевского. Музыкальным руководителем и дирижёром петербургской постановки стал Томас Зандерлинг, дирижировавший в 2013 году мировой премьерой полной версии оперы в Мангеймском национальном театре. Друг Шостаковича и выдающийся интерпретатор его музыки, теперь являющийся вице-президентом Вайнбергского общества, Зандерлинг, познакомился с произведениями Вайнберга по совету вдовы Шостаковича, Ирины Антоновны. Впервые исполнив «Реквием» Вайнберга в 2009 году, Зандерлинг стал регулярно включать в свои концерты его произведения.

В нашей стране сокращённый вариант «Идиота» был поставлен Борисом Покровским в его Камерном театре, но полностью опера прозвучала впервые именно в мариинской постановке. Четыре части знаменитого романа Достоевского превратились в четыре часа музыки с интенсивным симфоническим развитием, системой лейтмотивов и драматической насыщенностью. В оперу вошли почти все сюжетные повороты романа, но болезнь князя Мышкина осталась в прошлом (сцены с припадками, как и финал, не вошли в либретто). Главный герой стал для композитора проповедником его собственных идеалов, и монологи князя Мышкина – единственный фрагмент либретто Александра Медведева, где не использован текст Достоевского. Режиссёром и сценографом «Идиота» выступил Алексей Степанюк, а в качестве солистов – преимущественно артисты Академии молодых певцов. Премьерные спектакли были показаны в Концертном зале Мариинского театра, но аншлагов не было, всё-таки публика ходит на имя, а опере Вайнберга ещё предстоит завоевывать популярность.

ИдиотСценическое оформление спектакля представляет собой грубый серый линолеум с изображением булыжной мостовой (камней величиной с те, из которых финны-ингерманландцы строили стены сараев и ограды, раз эдак в несколько превышающих размеры булыжника, которым были вымощены петербургские улицы), стенды с фрагментами исключительно серых кирпичных стен, окон и лестниц, явно требующих ремонта (намёк на «Петербург» Достоевского?), передвигаемые по сцене на колёсах, как ширмы, безмолвными лицами, и – самое странное – висящие наискось с колосников фрагменты зданий и сооружений – символов Петербурга. Итак, «с неба» свисали купол Казанского собора, часть Александровской колонны без ангела (а снятый с неё ангел почему-то был подвешен к колосникам вниз головой и крестом) и позолоченный ангел со шпиля Петропавловской крепости. И все эти архитектурные сокровища веса неимоверного и в реальности, и, очевидно, в имитации, в странном для себя положении создавали такое впечатление, что того гляди рухнут на головы артистов. Не могу понять, зачем Степанюк ангела, венчающего Александрийский столп, сделал «падшим»? Ведь колонна с венчающим её ангелом была поставлена на Дворцовой площади Петербурга в честь победы над Наполеоном. Костюмы Татьяны Машковой более-менее приемлемые, а платья дочерей генерала Епанчина так и вовсе великолепные.

ИдиотМолодые певцы – исполнители главных и неглавных партий, очень старались петь музыку, в которой отсутствовала присущая старым, традиционным операм мелодичность и напевность. В основном, вокальные партии – это речитативы или мелодекламация, причём текст – прозаический. Единственным исключением стал романс Аглаи «Жил на свете рыцарь бедный…», прекрасно исполненный Екатериной Сергеевой. Кстати, красавица Сергеева и актёрски была великолепна. Кажущийся совсем юным Александр Михайлов неожиданно сильно исполнил Князя Мышкина, видимо, позаимствовав некоторые особенности образа у Иннокентия Смоктуновского. Несколько манерной показалась Жена Епанчина (Елена Витман), но вокально была хороша. Вообще, удивительно, что практически все молодые солисты свои партии исполнили очень убедительно: и Мария Баянкина (Настатья Филипповна), и Дмитрий Колеушко (Лебедев), и Артём Мелихов (Иволгин), и Маргарита Иванова (Александра), и Оксана Моторина (Аделаида), и другие певцы. Оркестр тоже звучал замечательно. Но для успеха спектакля всё же чего-то недоставало: публика уходила в антракте и даже во время второго действия. Но зато те, кто остался до конца, наградили исполнителей бурей аплодисментов.

 

Фото Натальи Разиной

предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Все права защищены. Копирование запрещено.