(1927 – 2006)
Выдающийся пианист родился в 1927 году в бедной еврейской семье в Житомире. Семья была очень стеснена в средствах, приходилось жить в комнате общежития, и в детстве будущему пианисту пришлось обходиться без инструмента.
В музыку его привёл случай – по радио очень часто звучала классическая музыка, в том числе, фортепианная. Маленький Наум так был увлечён звучанием классики, что решил стать музыкантом. И был принят в местную музыкальную школу. В связи с тем, что инструмента у него так и не появилось, мальчику пришлось приходить в музыкальную школу на 2-3 часа раньше остальных – чтобы успеть позаниматься на инструменте до того, как начнутся занятия.
Вскоре семья переехала в Киев, где Наум Штаркман поступил в специальную музыкальную школу при Киевской консерватории, в класс педагога Глезера и успешно там занимался. Мальчик с детства был очень одарён и обладал тонким слухом, что помогало ему постигать самые сложные произведения.
В 11 лет Наум Штаркман дал свой первый концерт с оркестром, сыграв концерт Мендельсона, а через год выступил в Киевской консерватории с оркестром УССР.
С началом Великой Отечественной войны отец пианиста ушёл на фронт и вскоре погиб. Семья осталась без кормильца, и занятия музыкой были прекращены. Но Наум вместе с матерью был эвакуирован в Свердловск, где в то время работал Генрих Нейгауз, который с большим вниманием отнёсся к пианисту.
Штаркман поступил в музыкальное училище при Свердловской консерватории, но по ряду причин не стал учеником Нейгауза, оставшись у своего киевского педагога, работавшего там же.
Началом карьеры Штаркмана можно посчитать 1944 год, когда юный пианист выиграл свой первый конкурс – всесоюзный смотр учеников музыкальных школ СССР, дающий право поступать в Московскую консерваторию.
На вступительных испытаниях Штаркману отказали. Но тут снова вмешался случай – в консерваторском коридоре он встретил Генриха Нейгауза и тот уговорил комиссию принять
документы у абитуриента.
Наум Штаркман попал в класс к Константину Игумнову, и этот факт, безусловно, имел сильнейшее влияние на развитие молодого пианиста и его дальнейшую карьеру.
Игумнов, сам тяготевший к романтическому репертуару и тонкому звуку, вложил в талант Штаркмана всё, что умел сам. Не удивительно, что к окончанию Московской консерватории основным пристрастием Наума была музыка композиторов-романтиков – Шопена, Шумана, Листа.
Этому способствовал и тот факт, что Штаркман обладал безупречной техникой и скоростью игры. Подвижная кисть позволяла пианисту брать самые высокие скорости исполнения. А «игумновская школа», с её детальной проработкой и развитием музыкальных фраз, удачно сочеталась с талантами пианиста. По воспоминаниям пианиста, Игумнов-педагог только показывал ему направление развития, но никогда не давал ученику готовых интерпретаций, считая, что Штаркман должен сам найти нужную трактовку.
В 1948 году Константин Николаевич Игумнов скончался, и Штаркман, который был уже на выпускном курсе, остался без педагога. Менять класс пианист не захотел, и в виде исключения, ему разрешили закончить консерваторию без преподавателя. Он стал последним официальным учеником великого мастера.
Штаркман брал только частные уроки у Марии Гринберг, которая позднее помогала ему с конкурсными программами.
В 1949 Наум Штаркман успешно завершил обучение в консерватории и стал концертирующим артистом Московской филармонии. Тогда же и началась его «конкурсная» история.
Если бы можно было охарактеризовать карьеру Штаркмана одним словом – этим словом был бы «случай». Случай с радио привёл мальчика в музыку, случай в эвакуации подарил встречу с Г.Г.Нейгаузом, потом случай помог поступить в Московскую консерваторию.
И в конкурсной карьере Штаркмана свою роль тоже сыграла случайность.
В 1955 году, когда Наум Штаркман был уже сложившимся солистом, он случайно попал на замену одному пианисту в делегацию СССР на конкурс в Варшаве.
«Экстренность» положения и недостаток времени для подготовки не помогли пианисту, и он получил только пятую премию. Но случилось другое – Наум Штаркман стал постоянным участником международных смотров.
Через год он победил в Лиссабоне, а в 1958 – стал участником I Конкурса им. Чайковского, где неожиданно для многих оказался третьим – после Вана Клиберна и Льва Власенко.
Однако и здесь в жизнь пианиста вмешался случай – в 1959 году он был осуждён, и таким образом оказался «выключен» из музыкальной жизни не только Москвы, но и СССР. Скорое освобождение не помогло ему вернуться к активной деятельности. Для пианиста, у которого только начиналась международная карьера (а ему уже исполнилось 32 года), это был провал.
Только в 1967 году Штаркман начал преподавать – в институте им. Гнесиных, на почасовой ставке. А выступать Штаркману было разрешено только на провинциальных площадках. Много лет для пианиста, который по праву считался безусловным мастером, прошли на положении «музыкального нелегала», лишённого возможности общения со слушателями.
С наступлением перестройки Наум Штаркман вернулся к активным выступлениям в крупных концертных залах и начал выезжать за рубеж.
Основным композитором в репертуаре пианиста был Шопен, и тут сложились воедино три фактора – ученичество у Игумнова с вниманием к деталям, выступление на конкурсе им. Шопена и склонность самого Штаркмана к творчеству поляка.
«Когда я играю Шопена, у меня ощущение, что эту музыку написал лично я», – говорил пианист.
Штаркман был хорош в длинных «шопеновских» фразах, но, главное, он тонко чувствовал общее меланхолическое настроение и темп произведений Шопена.
За последние два десятилетия концертной деятельности Штаркман записал множество дисков, в основном, с музыкой композиторов-романтиков – Шопена, Шумана, Листа.
Также имел именной абонемент в Московской филармонии, где был сыграл цикл концертов-посвящений композиторам и создал цикл – «Играет и рассказывает Наум Штаркман».
Много он играл и в ансамбле – причем с самыми известными коллективами и солистами: с квартетами им. Бородина, Танеева, Прокофьева.
Карьера пианиста продолжалась 57 (!!) сезонов, и неизменно сопровождалась большим интересом и аншлагами.
Как писали в рецензиях на концерт Наума Штаркмана, «…немногокрасочное, но очень красивое туше, мастерское владение градациями piano, замечательная легкость и быстрота в пассажах legato, в кистевом staccato, в терциях, в двойных нотах чередующихся интервалов и прочих разновидностях мелкой техники.».
Наум Штаркман был солистом МГАФ, профессором Московской консерватории, народным артистом России.
Отец пианиста Александра Штаркмана (1967).
Скончался в 2006 году, похоронен в Москве.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев