Первым для себя исполнением знаменитой поэмы Рахманинова завершил Госоркестр Татарстана фестиваль «Белая сирень»

 

Закрытие фестиваля Белая сирень

Фото Сергея Бирюкова

В Казани завершился традиционный фестиваль музыки Рахманинова и его современников «Белая сирень». Традиции этой уже 7 лет, однако, как и положено фестивалю высокого международного класса, рахманиновский смотр продолжает открывать новое – даже в том, что, казалось бы, досконально известно.

В самом деле, что из неизведанного можно открыть в русской музыке рубежа XIX – ХХ веков? Да хотя бы новое качество звучания ее шедевров. Например, то, с каким Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его руководитель народный артист России Александр Сладковский – главные устроители и резиденты смотра – исполнили торжественную увертюру Петра Ильича Чайковского «1812 год». Репертуарнейшее произведение: даже в Америке, когда в честь государственного праздника надо исполнить на официальном концерте духоподъемную музыку, играют именно его. А как забыть исполнение увертюры Мстиславом Ростроповичем и Вашингтонским симфоническим оркестром на Красной площади в 1993 году под гром артиллерийского салюта! Или Владимиром Федосеевым и его БСО перед храмом Христа Спасителя в год 175-летия Чайковского и 70-летия Победы…

На этот раз пушек не было. Но цельность и мощь ансамбля, выпуклость и выразительность инструментальных соло достигали такой яркости, что возникало впечатление, будто слились воедино два жанра – могучая симфония и роскошный концерт для оркестра. Уже по одной такой работе можно составить представление о громадном скачке, который совершил в своем уровне мастерства Госоркестр Татарстана за эти 7 лет. Кстати, в коде сочинения, соединившей темы православного песнопения «Спаси, Господи, люди Твоя», царского гимна «Боже, царя храни» и военного марша, грянули настоящие колокола – впервые подала голос звонница, заказанная оркестром специально для концертного зала имени Сайдашева.

Настала пора звучать Второму концерту Рахманинова. Уж тут-то каких сюрпризов ждать? Ну, во-первых, прекрасная музыка – всегда подарок. Во-вторых, сочетание двух таких харизматиков, как Денис Мацуев и Александр Сладковский, сулит эмоциональные взлеты особенной силы.

Закрытие фестиваля Белая сирень. Сладковский и Мацуев

Александр Сладковский и Денис Мацуев перед выходом на сцену. Фото Сергея Бирюкова

По страсти и напору это действительно кружило голову. Хотя, будем честны, не всегда звук долетал до слушателей в требуемом балансе – например, в главной теме первой части, где за рокотом рояльных фигураций отступила в тень гениальная мелодия струнных. Зато мечтательная вторая тема прозвучала у пианиста просто волшебно. Однако в разработке солист и за ним оркестр очень уж увлеклись темпом – хотя эта музыка, при всей своей окрыленности, слишком хороша, чтобы еще дополнительно торопить ее полет. Да, харизма Мацуева велика, при всех крайностях его сверхтемпы никогда не превращаются в поверхностно-виртуозный треск, это всегда дышит внутренней страстью, свободой, широтой. И все же стоит оставить за музыкой право жить в ее органике, иначе потери неизбежны даже у таких мастеров. Замечание, кстати, относится и к значительным кускам второй, третьей части – хотя к самому ответственному, коде, все собралось в нужный узел – напор, величие, душевная высота…

И ведь Мацуев обладает редкой тонкостью музыкального чувства. Каким неземным хором пели, ласкали слух голоса его рояля в «Грезах» Шумана! Так может играть не просто музыкант, но человек, чье сердце переполнено любовью к детям, нежностью к маленькому существу, спокойствие и мир которого доверены тебе судьбой. А как бережно, словно тоже речь о любимом ребенке, были воспроизведены тонкие черты трепетного финала 17-й сонаты Бетховена…

Закрытие фестиваля Белая сирень. Сладковский

Дирижеру удалось достичь рахманиновской проникновенности. Фото Сергея Бирюкова

Наконец, «Колокола» Рахманинова – вот уж в полном смысле премьера: оказывается, никогда раньше Госоркестр республики не играл это произведение, одно из центральных у Сергея Васильевича. Тут Сладковскому удалось решить сразу несколько сложных проблем. Во-первых, найти трех высококлассных солистов и органично включить их в композицию. Это стопроцентно удалось – от юношеской солнечности тенора Максима Пастера (Большой театр) через таинственную истому и страсть сопрано Натальи Мурадымовой (Московский академический музыкальный театр) к сумрачной итожащей силе баса Петра Мигунова вел нас дирижер, как по жизни от ее радостного рассвета до финального закатного сполоха.

Во-вторых, был привлечен великолепный хор Казанской консерватории под руководством Владислава Лукьянова – коллектив, оказавшийся удивительно щедрым на краски, от почти детской звончатости женских голосов до набатного грома тутти. И в-третьих вся эта многокрасочная, рельефная палитра (включая орган под пальцами московской исполнительницы Евгении Кривицкой) легла на волны бездонного звукового океана – оркестра.

Большой успех, которого давно ждала и заслужила Казань.

Кстати, 12 июня Госоркестр республики во главе с Александром Сладковским примет участие в международном проекте «День России в мире». Татарстанцам вместе с их другом Денисом Мацуевым выпало представлять нашу страну перед публикой Женевы. Здесь прозвучат Вторая симфония Рахманинова и Первый концерт Чайковского.

 

Казань – Москва

Все права защищены. Копирование запрещено.