«Турандот» в театре «Филармонико» в Вероне

«Турандот» в театре «Филармонико» в Вероне

Фото Ennevi

Когда речь идет об Италии, в которой государство давно объявило войну культуре и ее важной составной – театру, слова «времена темные и печальные» так и просятся на язык. Времена темные и печальные начались давно, и никто не знает, когда они кончатся. Арену ди Верона лихорадит нескончаемый кризис, которому не в силах положить конец часто сменяющиеся интенданты. После не слишком удачного летнего сезона долго не было вестей относительно традиционного зимне-весеннего сезона в театре «Филармонико», что вызвало опасения, что сезона и вовсе не будет. По счастью, опасения не оправдались, и афиши с названиями опер расклеили по городу. Названия все традиционные: «Турандот», «Паяцы», «Капулети и Монтекки», «Тоска», «Норма», «Путешествие в Реймс» – постановки все давно виденные. И все же чувство радости было не сдержать: новостей нет, но сезону быть! Опера в Вероне продолжает жить, хоть жизнь ее окончательно сравнялась с жизнью Золушки.

Фото Ennevi

Последнее утверждение было доказано на премьере «Турандот»: перед началом спектакля на сцене неожиданно появились представители профсоюза с плакатами на груди, на которых были написаны названия городов (в Италии их тринадцать), в которых функционируют оперные театры. В очередной раз прозвучали слова протеста против бедственного положения культуры в Италии, которая в головах абсолютного большинства посещающих Италию туристов ассоциируется с храмом искусства.

Постановка прибыла в Верону из Словении, из красивого и не слишком далекого от города Ромео и Джульетты Марибора, но ее можно считать и итальянской: поставил спектакль режиссер Филиппо Тонон (он же автор сценографии и художник по свету), а красивейшие костюмы создала Кристина Ачети. Этот на редкость красивый спектакль прекрасно вписался в красно-золотую раму, коей является театр «Филармонико».

Только что мы видели в миланском театре Ла Скала первоначальную версию «Мадам Баттерфляй», а спустя несколько дней в Вероне представили «Турандот» так, как написал ее Пуччини: без финального дуэта главных героев.

Идеи Филиппо Тонона трудно было признать оригинальными, особенно в ярком противопоставлении пекинского народа и двора императора Альтоума, – нечто похожее в той же Вероне видели в колоссальной постановке Франко Дзеффирелли на Арене ди Верона. Ближе к зрителю страдал, метался, умолял, умирал от страха пекинский люд, где-то над ним, в недосягаемом отторжении, существовали Альтоум, его жестокая дочь и их придворные. Но, в отличие от спектакля старшего коллеги, спектакль Тонона развивался стремительно и напоминал парусник, что летит на всех парусах. От всех его участников, включая артистов хора, режиссер потребовал максимальной вовлеченности в действие и быстроты реакции.

Визуальный ряд был безупречно элегантным. Тонон изобрел свой собственный сказочный Китай, но апеллировал не к традиционным атрибутам китайского искусства, но к господствующему в начале ХХ века стилю модерн. Оформление было предельно простым, с задействованными тремя геометрическими элементами, напоминающими рамы. Перемещаясь по сцене, они служили выделению отдельных сцен, в последнем акте наполнялись сверкающими огнями, напоминающими звезды. «Турандот» – «ночная» опера, и Тонон погрузил зрителя в бушующий океан черных, синих, серебристых и фиолетовых оттенков со сполохами красного, что вдохновляющим образом контрастировало с желтым и зеленым в костюмах трех министров. Настоящий праздник для глаз.

Фото Ennevi

На сцене театра «Филармонико» предстал вполне достойный, хотя и ничем не поразивший состав певцов. Тициана Карузо в очередной раз подтвердила свою репутацию одной из редких певиц, для которой партия «ледяной принцессы» является хорошо оседланным коньком. Ее участие в спектакле – гарантия того, что опера пройдет если не на ура, то достойно. Так произошло и на этот раз.  Тициана продемонстрировала голос крепкий, яркий, с несколько «стальным» оттенком, продуманную фразировку, ни разу не подпорченное криком звуковедение.

Вальтера Фраккаро автор этих строк в первый раз услышала на Арене ди Верона в 1998 году в партии Ричарда в «Бале-маскараде» и назвала его «отлично натренированным тенором». Другими словами, это крепкий профессионал без яркой индивидуальности, в услугах которого театры очень нуждаются. В последние годы у Вальтера Фраккаро были и не слишком удачные спектакли (летом, когда он вышел в «Аиде» вместо заявленного в афише Юсифа Эйвазова, публика была справедливо разочарована), но в нынешней «Турандот» в театре «Филармонико» его выступление можно было признать успешным. Конечно, с отсутствием красивого legato и артистического обаяния поделать ничего нельзя, но тенор из Тревизо без видимого напряжения выдержал убийственную партию Калафа и попросту поразил чистым, звонким и длинным высоким «си» в арии-хите Nessun dorma.

Росио Игнасио дебютировала в партии Лиу, подтвердив истину, что в роли маленькой рабыни любая, даже просто неплохая певица обречена на успех. Игнасио, наделенная даром быть симпатичной на сцене, явила Лиу – почти девочку, полную нежности и готовности к самопожертвованию. Ее вокальная интерпретация не вышла за рамки привычного и доставила привычное же удовольствие.

Как часто случается, порадовали три министра. Великолепный баритон Федерико Лонги (Пинг), напоминая центральную лошадь тройки, вел за собой двух превосходных коллег, Массимилано Кьяроллу (Понг) и Луку Казалина (Панг). В рамках традиции был Тимур – Карло Чиньи, и на своем месте исполнители маленьких ролей: Мурат Кан Гювем – Альтоум, Николо Чериани – Мандарин, Персидский принц – Сальватор Скьяно ди Кола.

За пультом во главе оркестра и хора Арены ди Верона стоял Ядер Биньямини. Демонстрирующий превосходную форму, энергичный, с авторитарным жестом, он держал в безупречном равновесии и тех, кто в оркестровой яме, и тех, кто на сцене. Биньямини уделил большое внимание тонкостям фразировки, любовно поддержал певцов и добился от всех оркестровых групп яркого и рафинированного звучания. Хор Арены ди Верона, подготовленный Вито Ломбардо, не разочаровывает никогда – так произошло и на этот раз.

Весьма удачное открытие сезона! Il Filarmonico forever, хотя положения оперы-Золушки в Вероне пока не меняется.

 

Все права защищены. Копирование запрещено