Мы говорим – «Жорж Бизе», подразумеваем – «Кармен». Действительно, «Кармен» – наиболее известная опера французского композитора и, пожалуй, лучшая, но ведь не единственная! Жорж Бизе создал тринадцать опер, и мы расскажем об одной из них – «Пертской красавице».
Это произведение было заказано композитору в 1866 г. Леоном Карвальо, возглавлявшим Лирический театр. Основой его послужил роман Вальтера Скотта «Пертская красавица, или Валентинов день», но при переработке в либретто роман претерпел значительные изменения (в большинстве своем – не в лучшую сторону).
Катарина – дочь перчаточника Симона Гловера – считается первой красавицей шотландского города Перта. Многие мужчины мечтают о ней, но счастливым избранником девушки стал кузнец Генри Смит. Работая в кузнице, он предвкушает день св. Валентина на который назначено их обручение. Его размышления прерывает цыганка по имени Маб, внезапно вбежавшая в кузницу: за нею гонятся люди из свиты герцога Родзея. Пожалев несчастную, Смит прячет ее. Появляется Катарина с отцом и Ральфом, его учеником, который тоже неравнодушен к ней. Не дожидаясь Валентинова дня, Смит преподносит любимой свое творение – золотую розу. Вошедший в кузницу незнакомец просит заточить его затупившуюся шпагу. Пока Генри работает, клиент объясняется Катарине в любви. Кузнеца охватывает ревность, он долго терпит, но в конце концов бросается на наглеца. Его удерживает Маб, выбежавшая из укрытия, которая сообщает, что это не кто иной, как герцог. Теперь уже Катарина пылает ревностью: что делает здесь эта цыганка? В гневе она отбрасывает подарок кузнеца, который тайком подбирает Маб.
Родзей поручает цыганке привести Катарину во дворец. Маб, которая прежде была любовницей герцога, решает обмануть его. Скрыв лицо под маской, она подходит к герцогским носилкам, ожидающим Пертскую красавицу. Обман удается – настолько, что Ральф, ставший случайным свидетелем этой сцены, тоже принимает Маб за Катарину и рассказывает обо всем Генри, и тот, мучимый ревностью, пробирается во дворец.
Гловер с дочерью приходят утром во дворец, чтобы получить разрешение герцога на брак для девушки. Удивленный Родзей понимает, что ночь он провел не с Катариной. Выбежавший из укрытия Генри обвиняет возлюбленную в неверности, ей почти удается убедить его в обратном, но он замечает у герцога золотую розу, которую тот взял у Маб, и теперь ничто не может его разубедить.
В день св. Валентина Смит в своей кузнице предается безрадостным мыслям. Напрасно Ральф и его друзья пытается убедить Генри в невиновности Катарины. Отчаявшийся Ральф вызывает Смита на поединок – за честь девушки. Смит готов позволить убить себя. Случайно узнавшая о готовящемся поединке цыганка сообщает обо всем Родзею, и посланные им солдаты предотвращают смертельную схватку. Маб сожалеет о том, что разрушила счастье влюбленных, и хочет теперь все исправить. Она рассказывает Генри, что обманула герцога, а Катарина не виновата ни в чем, и Смит спешит к возлюбленной. Тем временем девушка, сломленная перенесенными страданиями, лишилась рассудка, но голос любимого приводит ее в чувство. Влюбленные счастливо воссоединяются в Валентинов день.
Либретто, написанное Жюлем-Анри Сен-Жоржем и Жюлем Адени, не удовлетворило Бизе – настолько, что он зачастую пытался сочинять, не думая о тексте (это привело к отдельным несовпадениям сильных долей и ударений), но в целом композитора увлек сюжет – с гуманистической идеей противопоставления распутного аристократа благородным простолюдинам. В особенности удались композитору фрагменты, характеризующие красочную обстановку действия. Таков, например, цыганский танец с томным, медленным началом и постепенным ускорением, куплеты Маб, в которых можно усмотреть предвосхищение хабанеры Кармен. Не менее живописно оркестровое вступление ко второму действию, создающее образ пробуждающегося города. Эффектность и самодостаточность оркестровых эпизодов позволила издать их отдельно в виде сюиты «Богемские сцены».
Самым примечательным номером оперы можно назвать серенаду Смита (эта мелодия была перенесена композитором из его первой оперы – «Дон Прокопио»). Из общего итальянизированного стиля оперы она выделяется мелодическими оборотами, близкими французскому бытовому вальсу. Особое очарование придает ей мягкий колорит натурального минора.
«Пертская красавица» была завершена в конце 1866 г., но премьеры пришлось ждать почти год – Карвальо не спешил включать в репертуар творение молодого композитора: «Публика бежит на знакомые имена, а не на новые пьесы», – с горечью констатировал Бизе. Только в сентябре начались репетиции, а в конце декабря состоялась премьера. Опера имела успех, но была представлена всего одиннадцать раз. Критики одобрительно отзывались о тонкости оркестровки, о чувстве театральности, присущем автору, но вместе с тем отмечали «уступки вкусам публики». Бизе и сам признавал, что хотел бы раз и навсегда отказаться от «избитых рулад».
«Пертская красавица» уступает в популярности не только «Кармен», но и «Искателям жемчуга», зато серенада Смита и «Богемские сцены» нередко звучат в качестве концертных номеров.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев