(1890–1962)
Природа не терпит пустоты, а человечество не может существовать без талантливых людей. В 1890 г. ушел из жизни Сезар Франк, но в том же году появился на свет Жак Ибер – французский композитор, ставший продолжателем традиций Франка.
Жак Франсуа Антуан Ибер – уроженец Парижа, его отец был торговым агентом, а мать состояла в родстве с испанским композитором Мануэлем де Фальей. Именно она начала учить Жака искусству игры на фортепиано и скрипке, когда мальчику было четыре года. Сочинять музыку он начал в двенадцатилетнем возрасте – после того, как самостоятельно ознакомился с учебником гармонии; его первыми произведениями стали небольшие пьесы в вальсовом ритме и песни.
Но вот детские годы остались позади. Не сразу удалось юноше связать свою жизнь с искусством – дела у отца шли далеко не блестяще, семья испытывала финансовые трудности, и Ибер вынужден был зарабатывать в качестве заведующего складом. Тем не менее, он продолжает интересоваться искусством. В равной степени его увлекают и музыка, и театр. Скрывая занятия от семьи, он изучает теорию музыки, постигает азы актерского мастерства. Поль Муне, возглавлявший театральные курсы, пророчил ему актерскую карьеру – возможно, так бы и произошло, если бы не противодействие родителей, не желавших видеть сына актером – и Ибер сделал выбор в пользу музыки.
Мануэль де Фалья, приходившийся ему троюродным дядей по материнской линии, посоветовал племяннику поступить в Парижскую консерваторию, и Ибер этому совету последовал. Сначала он стал слушателем, а год спустя – студентом. Он обучался композиции у Поля Видаля, гармонии у Эмиля Пессара, контрапункту у Андре Жедальжа, соучениками его была Дариус Мийо и Артюр Онеггер. Жизнь студента не была легкой – родители не могли оказывать Иберу финансовую поддержку, и он зарабатывал на жизнь, где только мог: в кинотеатрах в качестве тапера, частными уроками фортепианной игры, написанием эстрадных песен.
Первая мировая войны внесла коррективы в судьбу Ибера – как и в судьбу всех его современников и соотечественников. Его сочли негодным к военной службе из-за слабого здоровья, но он стал санитаром. По прошествии двух лет он был отправлен в тыл, заразившись тифом. В эти годы он сблизился с композиторами, сплотившимися вокруг Эрика Сати, известными как «Новые молодые», и вместе с ними участвовал в концертах. Общение было прервано с поступлением на службу на флот. В 1919 г. он еще не был демобилизован, однако это не помешало принять участие в конкурсе на соискание Римской премии. Композитор представил кантату «Поэт и фея», и удача улыбнулась ему. Удостоившись Римской премии, он отправился в итальянскую столицу, где провел три года. В это время Ибер создал ряд крупных произведений: оркестровую «Балладу Редингской тюрьмы», основанную на одноименном произведении Оскара Уайльда, сюиту для оркестра «Морские порты», фортепианную сюиту «Истории», а также свою первую оперу – «Персей и Андромеда».
На родину Ибер возвратился в 1923 г. В течение трех лет он жил в Париже, преподавал оркестровку в Универсальной школе – и, разумеется, создавал музыку. В 1924 г. родилось оркестровое сочинение «Феерия», в 1925 г. – Концерт для виолончели и духовых, а также сонатина для скрипки и фортепиано «Игра», затем – опера «Ажелика». Однако городская суета угнетала композитора, и в 1926 г. он приобрел в Нормандии дом XVI столетия. Здесь он наслаждался уединением по несколько месяцев ежегодно. В Нормандии он создал оперу «Ивето», Дивертисмент для оркестра и другие произведения. В 1927 г. в Париже состоялась премьера оперы Ибера «Анжелика», и это произведение прославило композитора и во Франции, и за ее пределами.
В последующие годы Ибер работал в различных жанрах. В соавторстве с Артюром Онеггером он создал оперу «Орленок» и оперетту «Малютка Кардиналь». Для Иды Рубинштейн была написана музыка к балетным спектаклям с пением «Диана из Пуатье» и «Странствующий рыцарь». Композитор написал ряд симфонических сочинений. В отношении одного из них – «Морской симфонии» – автор распорядился не исполнять ее при его жизни, но были другие произведения: «Сарабанда», «Каприччо», «Праздничная увертюра». Одним из направлений его творчества была киномузыка. Ибер создал музыку к двадцати восьми кинокартинам, среди которых – «Макбет», «Мальтийский дом», а также «Дон-Кихот», заглавную роль в котором исполнил Федор Иванович Шаляпин.
Наряду с композиторским творчеством Ибер выступал как дирижер, а с 1937 г. возглавлял Французскую академию на вилле Медичи в Риме. В конце 1930-х гг. Ибер был назначен во Французское посольство в итальянской столице Морским атташе, но в Риме он пробыл недолго – композитор вернулся во Францию, когда Италия вступила в войну.
Трудные времена настали для Ибера в 1940 г.: правительство Виши запретило исполнение его сочинений. Композитор удалился в Антиб, где жил на полулегальном положении, а в 1942 г. ему удалось уехать в Швейцарию. Только в 1944 г. – после освобождения Франции – ему удалось вернуться на родину, а после войны он вновь отправился в Рим, где продолжил руководить Французской академией.
В 1950-х гг. Иберу пришлось отказаться и от концертных выступлений, и от преподавания из-за пошатнувшегося здоровья. В 1960 г. он возвратился из Рима в Париж. Композитор ушел из жизни в 1962 г., не успев завершить Симфонию № 2.
Пока нет комментариев