Менее чем через год после завершения «Манон» Жюль Массне задумывается о создании новой оперы. На этот раз композитор обращается к роману И.В.Гёте «Страдания молодого Вертера». Непосредственным поводом послужила поездка в Вецлар в 1882 году, где Ж.Массне побывал в том самом доме, где И.В.Гете работал над своим знаменитым романом. Вскоре после этого композитор перечитал произведение во французском переводе – по его словам – «со слезами на глазах».
В этом романе, который считается предвестием романтизма, отразилась трагедия целого поколения – противостояние свободомыслия молодых людей и отсталому жизненному укладу Германии. Главный герой романа не может примириться с окружающей его атмосферой мещанской ограниченности, что и приводит его к самоубийству.
Либретто для оперы «Вертер» создали Поль Милье, Эдуард Бло и Жоржем Артманом. Задача перед либреттистами стояла непростая – ведь им предстояло переработать для оперной сцены сюжет, который у И.В.Гёте излагается в эпистолярной форме. Личные записи героя превращаются в диалогические сцены, появились некоторые второстепенные действующие лица, которых в литературном первоисточнике не было, или же они упоминались вскользь – такие персонажи создают бытовой фон действия.
Философское содержание романа И.В.Гёте в опере «Вертер» если и не было утрачено полностью, то отошло на второй план. В центре внимания оказалась история несчастной любви Вертера к Шарлотте. В определенном смысле опера напоминает большой дуэт этих центральных персонажей, являя собою образец лирической оперы. Ее камерно-интимная атмосфера создается трепетной, почти импрессионистской звучностью. В опере почти нет хоровых сцен – исключение составляет лишь детский хор, поющий рождественский гимн, который своим светлым настроением оттеняет трагическую развязку.
Основными формами в опере «Вертер» становятся ариозо, выдержанные в каком-то определенном настроении, и богатые психологическими оттенками диалогические сцены. Ариозные эпизоды и диалогические сцены в опере «Вертер» перетекают друг в друга, закругленных номеров в опере немного – но те, что все-таки есть, превратились в достаточно популярные концертные номера. Таковы, например, «Строфы Оссиана» из третьего действия. В том же действии в партии Шарлотты выделяется развернутый монолог. Партию этой героини композитор предназначил для меццо-сопрано, но весьма часто исполняют ее и певицы-сопрано.
Создание оперы «Вертер» хронологически почти совпало с расцветом веризма, и можно усмотреть некоторые черты, роднящие оперу с данным направлением – преобладание сквозного развития, диалогические сцены, строящиеся на мелодизированным речитативе, короткие ариозные мотивы. Но в музыке Ж.Массне – в отличие от итальянской оперы – нет необузданной страсти, все остается в пределах благородной сдержанности чувств.
Весьма значительна в опере «Вертер» роль оркестра. Во вступлении к опере раскрывается основная ее идея – грозным оркестровым аккордам противостоит нежная мелодия, которую проводят струнные. Последующим – второму и третьему – также предшествуют оркестровые вступления, одно из них передает атмосферу беспечного праздничного веселья, а другое – чувство безысходной тоски.
Хотя замысел оперы «Вертер» зародился у Ж.Массне в 1882 году, создавать музыку он начал только весной 1885 года, а зимой следующего года опера была завершена. Сценическая судьба ее начиналась непросто: дирекция театра «Опера-комик» с Карвальо во главе, куда композитор представил свое произведение, «Вертера» не одобрила, сочтя оперу чрезмерно мрачной. В 1887 году последовал пожар в театре, уничтоживший последнюю надежду на постановку оперы в ближайшее время. И лишь по прошествии пяти лет – в 1892 году – опера была поставлена в Венской придворной опере, но не в оригинале, а в немецком переводе. В партии Вертера выступил Э. ван Дейк – известный в то время бельгийский исполнитель. Успех этой постановки заставил дирекцию театра «Опера-комик» заинтересоваться отвергнутым когда-то произведением, и 1893 году состоялась парижская премьера, которая оказалась не менее успешной, чем венская. В ближайшие годы «Вертер» был поставлен в Лондоне, Нью-Йорке, Милане, Неаполе, а также в Гамбурге – под управлением Г.Малера.
Партия Вертера вошла в репертуар многих занменитых теноров, среди которых Н.Гедда, Ф.Корелли, Дж. ди Стефано, С.Лемешев, Х.Каррерас, Р.Аланья, П.Доминго.
В 1902 году Ж.Массне отредактировал партию заглавного героя оперы «Вертер», приведя ее в соответствие с баритоновым диапазоном. Он сделал это ради певца Маттиа Баттистини – итальянского певца, которого композитор очень ценил. Благодаря этому партию Вертера исполняют не только тенора, но и баритоны.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев