Альтист, дирижер Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы» дали закрытый ночной концерт на станции «Парк культуры» Кольцевой линии Московского метрополитена, а коллектив Questa Musica впервые в Москве исполнил «Мессу» Игоря Стравинского.

Мероприятие прошло в рамках проекта «Интенсив ХХ», организованного Государственной Третьяковской галереей и Московским метрополитеном.

Концерт «Пантеон русского авангарда» был посвящен одному из самых плодотворных направлений отечественного искусства начала ХХ века. Название мероприятия подчеркнуло фотографическую схожесть купола вестибюля станции метро «Парка культуры» с римским Пантеоном.

«Ни в одном метрополитене мира нет присутствия искусства в таком объеме. И очень правильно, что это искусство — русское искусство ХХ века», — обратился к гостям мероприятия заммэра Москвы Максим Ликсутов.

Ночная программа стартовала в непривычно многолюдном для третьего часа ночи вестибюле станции метро. Ее открыл коллектив Questa Musica, исполнивший средневековые полифонические мадригалы, к традиции которых обращались многие композиторы начала прошлого века. Затем музыканты исполнили «Мессу» Стравинского, самого известного композитора музыкального авангарда.

Выступление музыкантов дополнила купольная проекция с фрагментами абстракций Василия Кандинского. Вписав картину «Москва. Красная площадь» в круг купола вестибюля станции, организаторы хотели символически обозначить замкнутую бесконечность города. Визуальную инсталляцию дополнили движущиеся элементы из «Композиции VI» и «Композиции VII». По мысли оформителей, такое сопровождение должно было напомнить зрителям о связи Кандинского со Стравинским, чьи произведения художник интерпретировал на своих полотнах.

Затем барабанщик повел собравшихся к эскалаторам, и концерт продолжился уже на платформе станции. «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета исполнили композиции, иллюстрирующие художественные школы начала XX века. Маэстро не только руководил исполнением струнного секстета «Просветленная ночь» Арнольда Шенберга и «Русской песни» из оперы «Мавра» Игоря Стравинского, но и сольно сыграл «Скерцо для струнных ор. 11» Дмитрия Шостаковича.

Цель образовательного проекта «Интенсив XX» — через интеграцию искусства в повседневную жизнь города изменить отношение широкой аудитории к русской живописи ХХ века, сделать ближе и понятнее ее художественный язык. В ходе проекта каждые два месяца будут представлены разные этапы развития русского искусства ХХ века: авангард, соцреализм и искусство 1960 — 1980-х годов.

ТАСС