Японская Баядерка

Юбилейный год Петипа подходит к концу, но празднования в балетном мире еще продолжаются. В эти дни в Петербурге проходит десятый международный фестиваль «Дягилев. P.S.». Фестиваль 2018, естественно, посвящен 200-летию Петипа. Тема фестиваля — влияние Петипа на мировой культурный контекст — не нова,  балеты и эстетика Петипа — как толчок к собственному творчеству современных творцов — привычны для эпохи постмодерна. «Дягилев» по юбилей Петипа собрал довольно любопытную программу, включая самые экзотические версии известных балетов Петипа — например, африканскую «Жизель» или японскую «Баядерку».

Спектакль из Японии «Баядерка. Пространство иллюзии» (танцкомпания Noism из Ниигаты , балетмейстер спектакля и руководитель компании Йо Канамори, ученик Бежара)  заимствовал название, основные мотивы либретто и музыку у «Баядерки» Минкуса-Петипа, но перенес действие из балетной Индии в средневековую Японию,  дал японские имена героям, и спустив с пуантов и котурнов, использовал лексику свободного танца. Не обошлось и без трансформации «Теней» — самой знаменитой балетной сцены, рожденной гением Петипа. В японской версии тоже есть «Тени», но собственные, без цитат из Петипа, разве что одежды девушек (их 12, у Петипа — 36) немного напоминают оригинал. Девушки без пунатов, но одеты в белое, полупрозрачное, кажется, подвенечное, одеяние, прикрыты вуалями, то ли тени (которые выходят  с газовыми шарфами), то ли вилисы из «Жизели», то ли  привидения из готических романов. Между тенями бродит местный Солор, пытаясь узнать свою погибшую возлюбленную, приподнимая вуали у девушек. Принципы композиции Петипа радикально изменены — тени не спускаются с гор, а появляются из глубины сцены, строятся шеренгой по направлению к залу, иногда выпрыгивают из строя, но тут же возвращаются в строй.  Японская специфика —  корпоративная философия и в балете? В Москве мы видели выход Теней — белых мишек (Чеховский фестиваль) и смешанных теней (мальчик с девочками) в финале «Нуреева» (Большой театр), а сейчас смотрим выход Теней, пересаженных на дальневосточную почву.

 

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.

Просмотров: 7