Венский филармонический оркестр: страницы истории

Новогодний концерт Венского филармонического оркестра, 1939 год/ Фото с сайта e-wiki.org
Период от начала XX века до Второй мировой войны в истории Австрии и особенно Вены можно с полной уверенностью назвать «золотым веком» в развитии культуры, науки и искусств. Бурное развитие во всех этих областях было во многом обусловлено удивительным многонациональным сплавом в артистических и научных кругах австрийской столицы. Роль евреев в этом расцвете, и в музыке в частности, трудно переоценить. Венский филармонический оркестр был частью этого многонационального культурного калейдоскопа. Что же произошло и какова, учитывая исторические реалии, была судьба оркестрантов-евреев этого прославленного коллектива?
Только в 90-х годах прошлого века были, наконец, открыты архивы Венского филармонического оркестра и информация о его истории предвоенных годов и времен Второй мировой войны стала доступна широкой публике.
В марте 1938 года гитлеровская Германия осуществила оккупацию и аннексию соседнего государства — Австрии. Оккупация мотивировалась тем, что австрийцы являются народом, родственным немцам, и говорят на немецком языке, поэтому-де они должны жить вместе с немцами, не разделенными какими-либо границами. Эта акция была названа в Берлине словом «аншлюс» (по-немецки означающем «присоединение», «слияние»). В результате аншлюса уже в 1938 году в Австрии было принято более 250 антиеврейских законов, которые возвели дискриминацию по расовому и религиозному признакам в ранг общегосударственной политики.
Из архивных данных стало известно, что после аншлюса из оркестра были уволены тринадцать музыкантов, семь из которых позднее погибли в нацистских концлагерях и гетто. Изгнание евреев из оркестра началось 23 марта 1938 года, через одиннадцать дней после оккупации Австрии немецкими войсками. Единственным «преступлением» этих музыкантов было их еврейское происхождение. В оркестре, в котором ко времени аншлюса количество членов нацистской партии Германии (НСДАП) – несмотря на противозаконность такого членства по тогдашним австрийским законам – исчислялось далеко не единицами, евреям не было места.
Через четыре года из 123-х оркестрантов 60 состояли в нацистской партии, а двое принадлежали также и к СС.
В послевоенной Австрии процесс признания ее роли в гитлеровском Третьем Рейхе и Холокосте занял длительный период. Осознание австрийцами добровольного соучастия в преступлениях нацизма пришло только через десятилетия после окончания войны. В стремлении закрывать глаза на темные и постыдные страницы своей истории Венский филармонический оркестр не отличался от множества других австрийских культурных организаций. Только в 1990-х годах начался процесс осознания собственного прошлого. Одним из признаков этого стало постепенное открытие архивов для историков. Другим шагом стал отзыв почетных званий и регалий у нацистских военных преступников, полученных ими в честь 100-летия оркестра в 1942 году. Одной из таких фигур, отмеченных специальным почетным кольцом, был гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах — человек, персонально ответственный за депортации и убийства десятков тысяч австрийских евреев. После войны фон Ширах был осужден как военный преступник и провел в заключении двадцать лет. Одна из самых позорных страниц в истории Венского филармонического оркестра — факт, что тому же фон Шираху вскоре после его выхода из заключения в 1966 году был доставлен дубликат почетного кольца, оригинал которого был им потерян в 1945 году.
Среди оголтелого антисемитизма, возведенного в политику администрацией оркестра, была, правда, одна попытка спасти коллег-евреев, предпринятая членом совета попечителей оркестра Вильгельмом Йергером. 27 октября 1941 года он написал петицию на имя фон Шираха с просьбой помиловать «престарелого и больного» скрипача оркестра Виктора Робицека и его жену Эльзу. Нет нужды говорить, что петиция осталась без ответа, а супругов на следующий день отправили в гетто города Лодзь.
Из тринадцати музыкантов-евреев, игравших в оркестре до аншлюса и уволенных из него сразу же после начала оккупации, шестеро успели уехать из Австрии до начала депортаций. Семеро же из этого списка оказались менее удачливы. Двое из оркестрантов погибли еще в Вене, оба при невыясненных обстоятельствах, скорее всего именно в ходе арестов. Информация же о пятерых оставшихся со всей немецкой педантичностью была внесена в списки депортируемых и таким образом дошла до наших дней.
Вот их истории.
Мориц Глаттауэр
(Группа первых скрипок)
Мориц Глаттауэр начал свою карьеру в Венском филармоническом оркестре еще в 1916 году и был членом группы первых скрипок до 1938 года, когда в связи с преклонным возрастом ушел из оркестра, но продолжал играть в частных концертах для еврейской общины города. После аншлюса Глаттауэр с женой потеряли свой дом, а в 1942 году были депортированы в «образцовое гетто для пожилых» — то есть в концлагерь Терезиенштадт, где через год 73-летний Глаттауэр умер. Жена скрипача прожила еще два года и погибла в газовой камере Освенцима в 1945 году.
Виктор Робицек
(Группа вторых скрипок)
В марте 1938 года, после 35 лет службы в секции вторых скрипок, Виктор Робицек был уволен из оркестра. О «немедленном увольнении» администрация оркестра уведомила его даже не лично, а в краткой записке. Робицек был евреем, но придерживался светских, внеконфессиональных взглядов и не ассоциировал себя с еврейской общиной Вены. После увольнения из оркестра Робицек с женой были также выселены из своего дома и вплоть до депортации вынуждены были четырежды менять место жительства из-за все более усиливающейся дискриминации евреев. Как уже упомянуто выше, в октябре 1941 года один из членов попечительского совета оркестра Вильгельм Йергер предпринял безуспешную попытку спасти чету Робицек от депортации. Просьба Йергера была проигнорирована, и супруги Робицек были депортированы в еврейское гетто в польском городе Лодзь, где в июне 1942 года Виктор Робицек был убит. Его жена погибла там же тремя неделями раньше.
Макс Старкманн
(Группа вторых скрипок, группа альтов)
Макс Старкманн начал свою карьеру в Венском филармоническом оркестре в 1911 году. Он был членом группы первых скрипок, затем альтов. После 27 лет работы в оркестре, 23 марта 1938 года, так же и другие музыканты-евреи, Старкманн был уволен. 5 октября 1942 года Макс Старкманн и его жена Эльза были включены в группу венских евреев, депортированных в концлагерь Малый Тростенец, расположенный в 18 километрах от Минска, на оккупированной нацистами территории Советского Союза. 9 октября 1942 года, всего через четыре дня после депортации из Вены, Макс и Эльза Старкманн были расстреляны и захоронены во рву — братской могиле рядом с концлагерем.
Юлиус Ствертка
(Концертмейстер группы первых скрипок)
Юлиус Ствертка был одним из самых уважаемых музыкантов оркестра. Его пригласил на работу сам Густав Малер и он вскоре занял позицию концертмейстера первых скрипок. На предвоенных фотографиях Венского филармонического оркестра Юлиус Ствертка находился всегда на первом плане рядом с такими дирижерами, как, например, Вильгельм Фуртвенглер. Юлиусу Ствертке было 66 лет, когда он, вскоре после аншлюса, как и другие его коллеги, музыканты-евреи, был уволен из оркестра. В ноябре 1942 года Юлиус и его жена Роза Ствертка были депортированы в Терезиенштадт, где Юлиус умер в декабре того же года. Роза была выслана в Освенцим в 1944 году. Дата ее смерти неизвестна.
Армин Тиролер
(Второй гобой)
Армин Тиролер был одним из самых известных и уважаемых музыкантов в предвоенном составе оркестра. Одновременно со службой в оркестре Тиролер был профессором Венской консерватории и общественным деятелем, боровшимся за улучшение положения музыкантов. В 1933 году Тиролер был удостоен звания «почетный гражданин» столицы. В своей благодарственной речи прославленный музыкант назвал Вену своим «обожаемым городом» и поделился мечтой о том, что Вена должна быть «городом песен и счастья». В 1940 году Армин Тиролер и его вторая жена Рудольфина были выселены из их дома и, как и многие другие, вынуждены были переехать в специально отведенные еврейские кварталы Вены. В 1942 году вместе с супругами Ствертка они были высланы в Терезиенштадт, где Тиролер создал Еврейскую культурную организацию и даже смог провести серию концертов. 28 октября 1944 года чета Тиролеров была отправлена в Освенцим, где два дня спустя Армин Тиролер был убит в газовой камере. Рудольфина тоже погибла в лагере. Дата ее смерти неизвестна.
Долгие годы судьба этих музыкантов была покрыта завесой молчания. История и преступления современников не просто лишили их жизни, но и стерли саму память об этих талантливых людях, долгое время являвшихся украшением и гордостью музыкальной Вены начала XX века. И только сейчас, в наши дни, справедливость постепенно начинает торжествовать, и не только Вена, но и весь музыкальный мир наконец вспоминает и отдает дань памяти и скорби этим невинным жертвам.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев