Владимир Юровский рассказал московской публике новые «Истории с оркестром»

 

Под занавес филармонического музыкального сезона в
Концертном зале имени Чайковского состоялся традиционный мини- фестиваль Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова «Истории с оркестром». Вдохновителем и инициатором цикла просветительских концертов выступил художественный руководитель коллектива и главный дирижер Владимир Юровский.

Уникальные концертные программы, безупречно составленные  Владимиром Юровским, поражают своим размахом, универсальностью идей и концептуальной основой.

За семь лет существования было сыграно несметное количество произведений, которые в силу разных причин долго ждали своего появления на концертной сцене. Лейтмотивом нынешнего фестиваля стала пушкинская тема (к 220-летию со дня рождения великого русского классика). Сквозной нитью в каждом из вечеров становилась музыка, так или иначе, связанная с драматургией бессмертных творений Александра Пушкина: опера «Скупой рыцарь» Сергея Рахманинова, сцены из «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского,  сюита № 3 из музыки Виссариона Шебалина к маленькой трагедии «Каменный гость», а также две мировые премьеры: оратория Юрия Буцко «Сказание о пугачёвском бунте» и сюита из музыки Альфреда Шнитке к кинофильму Михаила Швейцера «Маленькие трагедии».

Владимир Юровский: «С моей точки зрения, если мы допускаем, что любой художник, если он в чём-то провидец и пророк, то никто лучше самого Пушкина не сформулировал духа нынешнего времени в своей трагедии «Пир во время чумы». Чума – это наше время, это время конца. Пушкин говорил не только о времени ушедшем и настоящем, но и о времени будущем. Он писал сознательно о временах ушедших и пользовался ими как метафорой для того, чтобы поговорить о своем настоящем. Таким образом, для самого поэта это уже было своего рода отдалением, не говоря уже и о том, что сам он писал о средневековой Франции и Испании, где никогда и не бывал. Его ведь никогда не выпускали за границу. Значит, это уже отстранение, своего рода взгляд человека из России XIX века на времена давно ушедшие. А в сочинениях Рахманинова, Шебалина и Шнитке, которые мы предлагаем в одной из программ фестиваля, получается двойная призма – взгляд человека XX столетия через взгляд посредством взгляда Пушкина на времена давно ушедшие».

В этом году программа фестиваля не стала исключением. Практически все авторы либо были юбилярами этого года, либо года минувшего. В первом из вечеров Владимир Юровский отдал дань уважения: Клоду Дебюсси, Эдисону Денисову, Модесту Мусоргскому и Бернду Алоису Циммерману.

Владимир Юровский: «Я очень люблю, когда программы подобно героям литературных произведений, начинают жить какой-то своей собственной жизнью и диктовать нам, их создателям свои собственные законы. Мне важно, чтобы в наших концертах создавались связи между эпохами, композиторами и произведениями, которые позволяли бы аудитории слышать их по-другому».

Владимир Юровский не только первоклассный дирижер, но и удивительный рассказчик, красноречивый мастер звучащего слова.  Его преамбулы, предваряющие музыкальные исполнения произведений, полны ясности, глубины познания и оригинальных идей. Дирижер не позволяет рассеять внимание аудитории: он действительно увлекает зрителя, перемещая его сознание в контекст определенного времени, противопоставляя исторические суждения и прозрения композиторов, предлагая тем самым ощутить биение пульса музыкальной эпохи прошлого и настоящего.

В программах концертов приняли участие звездные составы исполнителей, среди которых: Сергей Лейферкус (баритон), Ильдар Абдразаков (бас), Всеволод Гривнов (тенор), Максим Пастер (тенор), а также ведущие хоровые коллективы российской столицы: Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, Камерный хор Московской консерватории, хор студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. Ипполитова-Иванова.

Оркестровое сочинение «Живопись» классика русского авангарда Эдисона Денисова Владимир Юровский продирижировал дважды, сознательно предлагая слушателю по-новому взглянуть на эту удивительную партитуру после триптиха «Ноктюрнов» Клода Дебюсси. При этом второй раз денисовское сочинение 1970 года прозвучало в обрамлении видеопроекций картин Бориса Биргера, советского художника и близкого друга  композитора. В той же программе Владимир Юровский продирижировал неизвестное сочинение композитора послевоенного немецкого авангарда Бернда Алоиса Циммермана — симфонические эскизы «Тишина и обратный путь» для малого состава оркестра с участием аккордеона и поющей пилы. Преемственность с Мусоргским оказалась очевидной для этой программы. Вслед за музыкой Циммермана можно было услышать две его оригинальные оркестровки фортепианных миниатюр Модеста Мусоргского: «В деревне» и «На южном берегу Крыма. Гурзуф у Аю-Дага». Иначе слышал Мусоргского Эдисон Денисов, о чем свидетельствовала его характерная оркестровка завершающего первый из вечеров вокального цикла «Песни и пляски смерти». Солировал Ильдар Абдразаков (бас).

Завершился фестиваль мировой премьерой оратории Юрия Буцко «Сказание о пугачёвском бунте» для чтеца, солистов, двух хоров, оркестра и органа. Созданное в 1968 году на основе исторической хроники Александра Пушкина сочинение стало итогом творческого альянса Юрия Буцко с Театром на Таганке, где в ноябре 1967 года режиссер Юрий Любимов поставил спектакль «Пугачев». Ряд музыкальных эпизодов, написанных к этой сценической версии, стал дебютной работой Юрия Буцко на Таганке, вслед за которой увенчалась успехом целая череда спектаклей,  включая «Гамлет» с Владимиром Высоцким в его заглавной и последней роли. В основе оратории литературные тексты Пушкина из его исторической хроники (в том числе и из «Бориса Годунова»), а также тексты русских народных песен, духовных стихов и причитаний. Произведение в чем-то  напоминало драматургию пассионов, страстей с их непременными атрибутами рассказчика (в данном случае чтеца – Игоря Яцко), вереницы вокальных эпизодов (солисты и хоры) на фоне инструментальных интермедий (оркестр состоял из многочисленного набора ударных, двух арф, двух фортепиано, челесты и контрабасов).

 

 

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии.

Авторы фото — Вера Журавлёва и Александра Муравьёва

 

 

Все права защищёны. Копирование запрещено.