(1903–1989)

 

«Король пианистов всех времен», «электрический заряд в шесть тысяч вольт», «самый непредсказуемый музыкант современности», – такими восторженными эпитетами награждали критики пианиста Владимира Самойловича Горовица. Иным слушателям его стиль казался «слишком вычурным», но он всегда оставался узнаваемым и неизменно завораживал публику.

Родина музыканта – Киев, отец его – инженер по образованию – занимался продажей электрооборудования, а мать была пианисткой, ученицей Владимира Вячеславовича Пухальского. Именно она привила детям любовь к искусству. Музыкантами стали все четверо – Владимир, его сестра и один из братьев стали пианистами, а другой брат – скрипачом. Мать видела в сыне будущего композитора или преподавателя, но судьба его сложилась иначе. В девятилетнем возрасте он поступил в Киевское музыкальное училище, год спустя преобразованное в консерваторию, его наставниками были Сергей Владимировчи Тарновский и Феликс Михайлович Блуменфельд.

По окончании учебы в 1920 г. он не получил диплома – для этого требовалось гимназическое свидетельство, которого он не имел. Впрочем, начать исполнительскую деятельность в том же году с первого сольного концерта, состоявшегося в Харькове, это не помешало. То было нелегкое время – семья, прежде состоятельная, лишилась всего имущества (вплоть до фортепиано), за концерты музыкант нередко получал не деньги, а хлеб. Но Горовиц неустанно концертировал, постепенно расширяя репертуар. Так, с ноября 1924 г. до февраля 1925 г. он дал полторы сотни концертов. Вскоре после этого он получил разрешение отправиться в Германию для учебы.

Незадолго до отъезда Горовиц исполнил в Ленинграде Первый фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского. Произведение это стало судьбоносным для него. Однажды в Гамбурге ему – еще совершенно неизвестному за пределами России музыканту – предложили исполнить Первый концерт, заменив заболевшего солиста. Владимира Самойловича поставили в известность о предстоящем выступлении всего за два часа до выхода на сцену, у него даже не было возможности порепетировать с оркестром (он только согласовал с дирижером Юджином Пабстом темп) – тем не менее, он не отказался и выступил блестяще, в газетных рецензиях говорилось о «неслыханном со времен Карузо успехе».

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти