Французский композитор Анри Дютийе прославился в первую очередь как создатель симфонических и камерно-инструментальных произведений, но не менее интересной страницей его творчества является музыка вокальная.
В период творческого становления, когда композитор освобождался от влияния импрессионизма – от того, что она сам именовал «ошибками дебюссизма» – и обретал свой собственный творческий облик, был создан вокальный цикл Четыре мелодии для голоса и фортепиано. Четыре романса, вошедшие в него, различаются по стилевым тенденциям. Влияние импрессионизма в большей степени ощущается в первом романсе – «Феерии в лунном свете», своей красочностью и утонченностью он несколько напоминает «Лунный свет» Клода Дебюсси, но скерциозный оттенок создает совершенно иной образ. Медитативный романс «Утраченная подруга» развивается от мрачного настроения к постепенному просветлению. Во «Взоре в бесконечность» очевидно влияние вокальной лирики Габриеля Форе с ее благородной сдержанностью, вокальную партию сопровождает мелодия у фортепиано, словно исполняемая виолончелью. В романсе «Фантазио», названном по имени карнавального персонажа, причудливое смешение атмосферы праздника и мыслей о смерти находит выражение в подчеркнутом сопоставлении мажора и минора.
Особое место занимает в вокальном творчестве Дютийе романс «Тюрьма», написанный во время Второй мировой войны. Он стал отражением не только всенародного бедствия, но и личной драмы композитора – его брать Поль попал в концлагерь в Силезии, именно ему Дютийе посвятил этот трагический романс. Текст был взят из поэтического цикла Жана Кассу «33 сонета, сочиненных в камере». Поэт – участник Сопротивления – был арестован гестапо, в камере у него не было бумаги и карандаша – сочиняя сонеты, он запоминал их и записал только после освобождения (в последний год оккупации Франции они были изданы под псевдонимом Жан Нуар). Поэт не случайно избрал жанр сонета – строгость этой поэтической формы воспринимается здесь как аллегория «скованной свободы». Воплощая этот образ, композитор использовал музыкальные метафоры: состояние героя выражается в мрачном переплетении хроматизированных мелодических линий, сопровождаемых приглушенно звучащими аккордами. Вокальная партия, «разорванная» на отдельные мотивы, поддерживается напряженной гармонией в аккомпанементе, создавая ощущение душевного смятения. Светлым, но ирреальным видением выглядит заключительный раздел с его ясной гармонией и колокольной звучностью фортепианной партии.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев