Дорогие читатели!

В этом году весь музыкальный мир отмечает 95-летие со дня рождения великой актрисы и певицы Марии Каллас. Она принадлежит к числу моих оперных кумиров и воздержаться от разговора о ней в этот юбилейный год я не мог. Но что написать? Ей уже посвящены десятки книг и многочисленные фильмы, как документальные, так и художественные. Тогда я подумал, что можно подробнее присмотреться к единственному фильму, где снялась сама Каллас, к «Медее». Тем более, что обычно этому вопросу уделяют не так уж много внимания, особенно в той литературе, что имеется на русском языке. К тому же, к творчеству режиссёра Пьера Паоло Пазолини я тоже отношусь с большим трепетом. В результате родился этот этюд, которым я спешу поделиться с вами, дорогие читатели. И если он кому-то поможет открыть для себя что-то новое в искусстве как несравненной Каллас, так и итальянского кинематографа, то я буду этому очень рад!

 

Несколько слов о кинокарьере Марии Каллас

 

Это удивительный, непонятный и очень печальный парадокс, но Мария Каллас, величайшая трагическая актриса оперной сцены, практически не имеет видеозаписей. Ни одна её роль не сохранена для потомков полностью. Самое большее — второй акт «Тоски», записанный на видео дважды. Первый раз — во время её дебюта в Париже (1958), не очень удачно (техника периодически давала сбои, да и «музыкально» концерт, к сожалению, оказался не вполне удовлетворительно подготовлен). Второй раз — в Лондоне (1964), в постановке Франко Дзеффирелли. Оба раза партнёром по сцене выступил Тито Гобби. Всё остальное — видеозаписи концертов, где актёрское мастерство ушло на второй план, а голос уже отчётливо приобретал самые печальные формы (тот же парижский дебют и концерты в Гамбурге), либо вовсе был потерян (большое концертное турне с Джузеппе ди Стефано в начале 70-х). Есть ещё небольшие, длящиеся по несколько минут «немые» видео-отрывки из «Нормы», где Мария запечатлена ещё до избавления от лишнего веса, а в роли Поллиона мелькает Франко Корелли (Триест, 1953), «Травиаты» с Альфредо Краусом (Лиссабон, 1958) и «секундные» крохи ещё с нескольких спектаклей: «Норма» в Ла Скала (1955) и в Париже (1964); «Тоска» в Лондоне (1964, первый акт); «Мадам Баттерфляй» в Чикаго (1955); «Медея» в Далласе (1957), Эпидавре (репетиция, 1961), Ла Скала (1962, сюда же стоит отнести ролик, снятый из оркестровой ямы одним из музыкантов). Отдельно нужно упомянуть о «звучащем» двухминутном видео с репетиции «Нормы» в Париже (1964, фрагмент речитатива перед арией Casta Diva) и об участии в Шоу Эда Салливана в 1956 году, где Мария Каллас и Джордж Лондон втиснули в 15 имевшихся минут эфирного времени вторую половину всё того же второго акта «Тоски».

МЕДЕЯ, ЛА СКАЛА, 1962

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти