Главной темой творчества композитора Валерий Григорьевича Кикты всегда была и остается история Древней Руси. Во многом это обусловлено детскими впечатлениями: в Московском хоровом училище, где будущий композитор обучался с десятилетнего возраста, он получил возможность познакомиться с образцами русской духовной музыки, а во время гастролей хора мальчиков в Киеве он побывал на экскурсии в Киево-Печерской лавре и в соборе Софии Киевской. Увиденное произвело неизгладимое впечатление на юного хориста, и тема Древней Руси – Руси православной – навсегда стала для него значимой. Впоследствии композитор воплощал эту тему во множестве произведений, и одним из самых известных его творений стала Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».

Собор святой Софии, известный также как София Киевская, воздвигнут в годы правления Ярослава Мудрого в ознаменование победы над печенегами. До наших дней сохранилось его внутреннее убранство – прекрасные фрески и мозаики (общая площадь фресок составляет три тысячи квадратных метров, а площадь мозаики – двести шестьдесят квадратных метров). Примечательно, что тематика изображений не ограничивается библейскими сюжетами и образами святых: на стенах собора можно увидеть и портреты княжеских дочерей, и даже такие далекие от христианского благочестия сюжеты, как борьба ряженых и игрища скоморохов. По достоинству оценив это великолепие в детские годы, Валерий Кикта посещал Киев и в зрелом возрасте.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти