Дирижер Эва Михник и её оркестр

Дирижер Эва Михник и её оркестр

Первый оперный фестиваль в Эстонии родился в 1999 году на острове Сааремаа, в маленьком средневековом городке Курессааре. Он назывался «Оперные дни в Курессааре» и его художественным руководителем была Людмила Тоон. С 2008 года фестиваль проводится организацией Eesti Kontsert и называется «Оперный фестиваль Сааремаа». Для спектаклей и концертов фестиваля приспособили огромный Епископский замок XIV века, который расположен на отдельном островке внутри острова Сааремаа, и в своё время служил резиденцией епископа Сааре-Ляэнского. На территории замка организаторы фестиваля из тентов, металлоконструкций и разных других материалов XXI века создают временный театральный зал на 2000 мест. Причем, зал вполне комфортабельный для зрителей – все ряды расположены ярусами, проходы между ними выстланы красными ковровыми дорожками, что в сочетании с ослепительно-белыми крахмальными чехлами на стульях создают, во-первых, впечатление торжественности, а, во-вторых, первозданной чистоты искусства. Публика это чувствует и ведёт себя очень уважительно – и к спектаклям, и друг к другу. Еще один очень приятный момент – все зрители, как один, одеты нарядно. Такое в наши дни редко встретишь и в очень именитых стационарных оперных театрах. За время существования фестиваля в средневековом курессаарском замке выступили известные в мире труппы, например, Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-опера», Эстонская национальная опера, Театр «Ванемуйне», Государственный театр оперы и балета Анкары, Латвийская национальная опера, Национальная опера Украины и другие. Среди дирижеров и солистов, украшавших курессаарскую фестивальную сцену, такие имена как Нээми Ярви, Эри Клас, Хосе Кура, Карита Маттила, Сойле Исокоски, Матти Салминен, Хибла Герзмава, Анна Аглатова.

Город из лебединых костей" - сцена из спектакля

«Город из лебединых костей» — сцена из спектакля

Фестивальная программа-2016 включала в себя мировую премьеру оперы «Город из лебединых костей» эстонского композитора Уло Кригула, спектакли оперного театра Вроцлава и гала-концерты. Несмотря на устрашающее название, «Город из лебединых костей» — лирическая современная сказка, либретто которой создано композитором по произведениям Кристины Эхин, Андреса Эхина, Фуджитоми Ясуо, Таави Ээлмаа и Марка Аврелия, написанных на английском, эстонском и латинском языках. Исполнялась опера в постановке Марианны Кёрвер на эстонском с английскими субтитрами. Лунный Лебедь (Ирис Весик, сопрано) сошёл на Землю, чтобы рассказать историю Архитектора (Мариус Петерсон, баритон), чья Любовь (Хелен Лепалаан, меццо-сопрано) не принимает от него ничего меньшего, чем город, который может летать на высотах её мечты. Архитектор создает город и надеется, что это творение обрадует его Любовь. Он встречается со своей Любовью в только что созданном городе, но она не чувствует связи с этим городом, и её грусть и одиночество пронизывают город, который теряет свою привлекательность.

"Город из лебединых костей". Любовь Архитектора - Хелен Лепалаан

«Город из лебединых костей». Любовь Архитектора — Хелен Лепалаан

Город разрушается, Архитектор в отчаянии. Несмотря на уныние и упадок духа, Архитектор строит новый город, крупнее и красивее, чем первый. Любовь Архитектора смотрит на новейший мегаполис, и его улицы кажутся ей пустынными и безрадостными, как её собственная душа. Лунный Лебедь говорит Архитектору, что, вероятно, его Любовь – неправильный выбор, но Архитектор остается верен ей и разрушает созданный им город. Отчаяние снова овладевает Архитектором. Любовь пытается утешить его, но сама погружается в стресс. Лунный Лебедь знает, что настоящее счастье не может быть достигнуто без жертв. И он сбрасывает крылья. Видя такое самопожертвование Лунного Лебедя, Архитектор чувствует, что и у него крылья подрезаны. Но его Любовь вдруг осознает, что он – человек её жизни. Из старинного мистического материала – лебединых костей — создается новый город. В нем нет домов, стен и башен. Его вечный свет может быть зажжен только присутствием любимого человека. Такой красивый и редкий для оперы сюжет положен на музыку, написанную в стиле пост-минимализма. Петь минималистическую музыку трудно, но солисты справились с этим успешно. Красивые балетные вставки в исполнении артистов Эстонской национальной оперы добавили шарма постановке. Декорации Кристиана Суитса и костюмы Триины Пингитс были вполне в стиле сказки XXI века, черно-бело-серые, немного абстрактные, летящие и воздушные. Симфоническое полотно создавали Таллиннский камерный оркестр и Эстонский филармонический камерный хор. Дирижировал обоими премьерными спектаклями Ристо Йоост.

Ярким контрастом «Городу из лебединых костей» стал спектакль Вроцлавского театра «Искатели жемчуга» на музыку Жоржа Бизе. Поставленная в традиционном стиле Вольдемаром Заводжинским, с богатыми, красочными костюмами (Малгоржата Слониовска) и соответствующими декорациями (Вольдемар Заводжинский), эта нечасто исполняемая опера с бесконечно льющейся мелодичной музыкой стала самой крупной жемчужиной фестиваля. Способствовал успеху и подбор солистов: Лейла – восхитительная Иоанна Москович, Нодир – Санг-Джун Ли, Зурга – Томаш Рак, Нурабад – Макарий Пихура.

Искатели жемчуга. Сцена из спектакля

«Искатели жемчуга». Сцена из спектакля

Что касается «Отелло» Джузеппе Верди, то его постигла участь модного ныне осовременивания (режиссер и художник постановщик – Михал Знанецкий). Начинается спектакль с того, что выходят шесть артистов-мужчин в современных спортивных штанах и начинают отжиматься от пола. Дездемона (Джоанна Завартко) – в брючном костюме. Отелло (Николай Дорожкин) задушил Дезедемону подушкой и ушел сквозь шеренгу живых манекенов в странной униформе, которые загородили его своими спинами. Яго (Богуслав Жинальский) и Кассио (Лукаш Гай), хоть и в разностильных костюмах, традиционно сыграли-спели свои партии-роли в кипящей страстями шекспировской драме.

«Короля Роджера» Кароля Шимановского фестивальная публика ждала с большим интересом  — опера редко идущая, мало, где ставится, а тут – в исполнении польских артистов! Артисты-то были хорошие, но режиссерская концепция Мариуша Трелинского, сценография Бориса Кудлички и костюмы Войцеха Джеджика настолько вмешались в контекст оперы, что зрители должны были приложить много усилий, чтобы попытаться собрать музыку и содержание либретто воедино, т.к. визуальный ряд всячески этому противился. Королева Роксана (Анна Лихорович) в современном деловом брючном костюме, офисные диваны и кресла, ползающие по офисному ковролину главные герои… Только и думалось: куда попал Король Роджер (Мариуш Годлевский) и откуда эти люди? «Зачем оне?». С модой на осовременивание оперных постановок спорить, конечно, трудно, но еще труднее смотреть спектакли, с первоисточником которых их связывает только музыка. И надо отдать должное Вроцлавскому театру: оркестр его был блистателен, как и многие солисты.

Симфоническим оркестром Вроцлавского театра на всех спектаклях дирижировала Эва Михник, генеральный менеджер и артистический директор Вроцлавской оперы, которую очень тепло принимала публика, как, впрочем, несмотря ни на что, и сами спектакли.

                                                                                                             Специально для Музыкальных Сезонов

                                                                                           Фото предоставлено организаторами фестиваля

Все права защищены. Копирование запрещено.