Творчество современного композитора Татьяны Григорьевны Шатковской-Айзенберг известно и в России, и за ее пределами. Ее произведения исполняются на фестивалях в Китае, Франции, Дании и других странах.
Татьяна Григорьевна появилась на свет в Москве. Ее отец Григорий Иванович Шатковский – создатель уникальной системы интенсивного развития музыкального слуха, именно он стал для нее первым наставником, позднее она обучалась в музыкальной студии, где осваивала два инструмента – фортепиано и скрипку, а затем поступила в Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, где обучалась искусству фортепианной игры у Валентины Ильиничны Павловой и композиции у Михаила Борисовича Броннера. Главным качеством своего наставника, которое он прививал ученикам, Татьяна Григорьевна считает то, что называет «профессиональной честностью» – Михаил Борисович никогда не ставил во главу угла «технократию», не ставил знак равенства между композиторской одаренностью и использованием предельно усложненных современных приемов и «препарирования» звука с помощью электроники. Он внушал студентам, что любая композиторская техника – будь то сериализм, минимализм или иная – хороша лишь тогда, когда она выражает то, что композитор желает сказать, и потому необходимо прислушиваться к «живому дыханию».
После окончания училища Татьяна Григорьевна обучалась у профессора Александра Александровича Коблякова в Московской консерватории, которую закончила с отличием в 2005 г., а затем – в аспирантуре. В 2011 г. она была принята в Союз композиторов, а в 2012 стала членом его правления.
Перу Шатковской-Айзенберг принадлежит множество сочинений в различных жанрах. Среди них – оркестровые сочинения («Дорога слез», «In memory»), произведения для хора и солистов с оркестром («Реквием»), камерные сочинения для различного состава, вокальные произведения на стихи разных авторов – от Николая Гумилева до китайских поэтов. О том, какое сочинение она считает наиболее значимым, Татьяна Григорьевна говорить избегает, утверждая, что наиболее значимо для нее то произведение, над которым она работает в данный момент, однако можно говорить о наиболее важных темах творчества. К таковым она относит сакральные сюжеты. У Шатковской-Айзенберг есть произведения с духовной тематикой – «Реквием», Ave Maria, Псалмы Царя Давида. По мнению композитора, создавать такие произведения необходимо, ведь у музыки и религии общая задача – учить людей добру и миру, объединять их.
Предметом особого интереса Шатковской-Айзенберг является театральная музыка. В репертуар московского театра «Новая опера» входит ее хоровая опера «Красное» («Сны погибших об Испании»), вдохновленная картинами Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Иркутский драматический театр поставил два спектакля с ее музыкой – «Барышня-крестьянка» и «Анна и адмирал». Музыку к драматическим спектаклям она не рассматривает как нечто прикладное, второстепенное – театральное искусство увлекает композитора с детских лет, когда-то она даже мечтала о режиссерской профессии, а сейчас считает, что композитор многому может научиться у театральных режиссеров, прежде всего – многомерному отображению реальности.
С 2012 г. Татьяна Григорьевна преподает в Московской консерватории, но это не единственная сторона ее педагогической деятельности. Продолжая дело своего отца, она работает и с детьми, и со взрослыми по созданной им системе развития слуха и импровизации. Эта система исходит из постулата, что любой человек достаточно талантлив, чтобы владеть музыкальным языком так же свободно, как люди владеют родным. Это необходимо для всех видов музыкальной деятельности – не только для сочинения и исполнения, но и для восприятия, поэтому грамотному слушателю тоже необходимо знание теории музыки, но изучать ее надо не в форме отвлеченных конструкций, а в неразрывном единстве с исполнением и сочинением музыки (даже если ученик не станет ни исполнителем, ни композитором). С этой точки зрения важную роль играет приобщение учеников к импровизации. Впрочем, импровизации Шатковская-Айзенберг придает большое значение и в профессиональном композиторском творчестве. Пристрастие к этому занятию возникло у нее еще в детские годы, и нередко работа над произведением начинается именно с импровизации, в ходе которой удается найти то интонационное зерно, из которого вырастает форма.
Будучи современным композитором, Шатковская-Айзенбег, разумеется, в совершенстве владеет композиторскими техниками, которые породило Новейшее время, но относится к ним неоднозначно. Ее педагогический опыт свидетельствует, что «чистые авангардисты» среди студентов нередко имеют проблемы с сольфеджио, недостаточно хорошо слышат интервалы. Но Татьяна Григорьевна убеждена, что истинная задача сложных выразительных средств – не маскировать недостаток внутреннего слуха, а наоборот – обострять внутренний слух, помогая композитору ощущать «пульс современности».